Имам ‘Али ибн Аби Талиб однажды провозгласил эти сотрясающие душу слова в своей «Проповеди Великого разъяснения»:
«Я – Знамение Всемогущего. Я – Гнозис (Познание) Тайн. Я – Предел Пределов. Я – спутник сияния Божественного Величия. Я – Первый и Последний, Явный и Скрытый. Я – Лик Бога. Я – зеркало Бога, высшее Перо, хранимая Скрижаль».
– Имам ‘Али ибн Аби Талиб,
(Хутба ал-Байян, Шах-Каземи, «Справедливость и поминание», 187 англ.изд.)
Как можно объяснить столь сильные заявления Имама? Выдающийся учёный Анри Корбен напоминает нам:
«Здесь говорит не тот или иной Имам от своего имени, а Вечный Имам».
– Анри Корбен,
(«Циклическое Время и Исмаилитский Гнозис», 119 англ.изд.)
Мусульманская исмаилитская философия описывает, как бесчисленное количество Имамов существовали на земле в течение неисчислимого множества Циклов и Периодов (подробнее в этой статье). Но в основе множественности и разнообразия исторических Имамов находится единый Свет (нур) или Реальность (хакикат) – «Вечный Имам»:
«В Исмаилитской теософии семь Имамов семи периодов цикла проявляют сущность уникального и Вечного Имама».
– Анри Корбен,
(«Циклическое Время и Исмаилитский Гнозис», 119 англ.изд.)
Что такое Вечный Имам? Бог есть Абсолютная Реальность (ал-Хакк), Сущность (аз-зат), Создатель (ал-Мубди‘) всего сущего – полностью превосходящий все имена, атрибуты, описания и качества, включая даже бытие и небытие (прочитайте статью о таухиде здесь). Вечный Имам есть первое возникшее и первое проявление Бога – известное как Божественное Слово (араб.: калима; греч.: Логос), Свет Мухаммада (нур Мухаммади) и Универсальный Интеллект (ал-‘акл ал-кулл) в суфизме и исмаилитском познании, в соответствии с хорошо известными хадисами Пророка:
«Первое, что сотворил Бог – был Интеллект (‘Акл); первое, что сотворил Бог – был мой Свет (Нур)».
– Пророк Мухаммад,
(Мурата, Дао Ислама, 379 англ.изд., ссылка на книгу)
Вечный Имам – это Высшее Имя Бога, содержащее в себе все Божественные Имена и Атрибуты: Живой (ал-хайй), Самосущий (ал-каййум), Знающий (ал-‘алим), Совершенный (ат-тамм), Возышенный (ал-‘али), Всемилостивый (ар-рахман), Предвечный (ал-кадим), Творец (ал-халик), Поддерживающий (ар-рабб), Свет (ан-нур), Единый (ал-вахид), Свидетель (аш-шахид), Лик Бога (вадж Аллах) и другие. Таким образом, Вечный Имам является величайшим проявлением и вечной «персонификацией» трансцендентного Абсолюта в форме Имён и Атрибутов – «Владыка», которому напрямую поклоняются и которого почитают творения. Но Вечный Имам не является Самим Богом: Тот, Кто есть Абсолютная Реальность (ал-Хакк), Сущность (аз-зат), Создатель (ал-Мубди‘) остается всегда трансцендентным и недосягаемым, возвышенным над всеми атрибутами и отношениями.
Исторический Имам – индивидуальная личность Имама, живущая в материальном мире (дар ал-дунья) и одновременно в мире религии (‘алам ад-дин) является местом/локусом проявления (мазхар) Вечного Имама. Это не инкарнация или «принятие человеческой плоти». Исторический Имам является только локусом проявления. Чистая душа исторического Имама служит зеркалом Вечного Имама – как это очевидно в словах Имама ‘Али: «Я – зеркало Бога».
Исторический Имам является одновременно и зеркалом, и отражением Вечного Имама. Зеркало не содержит ничего и является ничтожным перед объектом, который оно отражает. Исторический Имам (как зеркало) – есть самый смиренный Раб Бога (‘абду’ллах), Друг Бога (валиййу’ллах), Доказательство Бога (худжжату’ллах) и Наместник Бога (халифату’ллах) среди человечества. Именно поэтому Имамам принадлежат одни из самых смиренных молений (ду‘а) перед своим Господом:
«Я восхваляю Тебя, и Ты достоин хвалы! – за благодеяния Твои ко мне, за щедрость Твоих милостей ко мне, за неистощимую полноту милостей Твоих, за проявление щедрости ко мне по милости Своей и ниспослание Твоей благодати мне. Ты был благ ко мне, я не способен возблагодарить Тебя».
– Имам Зайн ал-‘Абидин,
(ас-Сахифа ас-Саджжадийя, Мольба 51, Стих 1)
Исторический Имам (как отражение Вечного Имама) также является Рукой Бога (йаду’ллах), Языком Бога (лисану’ллах), Оком Бога (‘айну’ллах), Стороной Бога (джанбу’ллах) и Ликом Бога (ваджху’ллах). В этом отношении исторический Имам — это живые Имена и Органы Аллаха, а также проводник для ниспослания благословений Бога человечеству. Вот почему Имам ‘Али ибн Аби Талиб и другие Имамы говорили очень смелые и экстатические изречения. Их речи и высказывания обычно колеблются между различающимися точками зрения Вечного Имама и исторического Имама:
«Я – Знамение Всемогущего. Я – Гнозис (Познание) Тайн. Я – Предел Пределов. Я – спутник сияния Божественного Величия. Я – Первый и Последний, Явный и Скрытый. Я – Лик Бога. Я – зеркало Бога, высшее Перо, хранимая Скрижаль».
– Имам ‘Али ибн Аби Талиб,
(Хутба ал-Байян)
«Поистине, Аллах создал нас, придал нам форму и наделил нас самым совершенным устроением. Он сделал нас Своим Оком над Своими рабами и Своим Говорящим Языком, которым Он говорит со Своими рабами. Мы – Его Протянутая Рука, простёртая с Милостью и Добротой к Его рабам. Мы – Его Лик, через который можно достигнуть Его, и Врата, указывающие на Него. Мы – Его хранилище на небесах и земле. Через нас растут деревья и зреют плоды. Через нас нас текут реки, и через нас ниспосылается помощь с небес. Мы сеем травы земли. Через наше поклонение Аллаху поклоняются. Если бы не мы – Аллаху бы не поклонялись».
– Имам Джа‘фар ас-Садик,
(ал-Кулайни, Усул ал-Кафи, 1:144)
Некоторых читателей могут шокировать подобные заявления, изреченные Имамами. Что следует помнить – чистая человеческая душа исторического Имама совершенно смиренна перед Богом и осознаёт свою собственную ничтожность перед лицом Божественного. Чистая душа Имама полностью исчезает в свете Вечного Имама из-за осознания своей сотворённости. Подобно идеально отполированному зеркалу, очищенному от всякой пыли и загрязнений, душа Имама (лишённая всяких грехов, эгоизма и личной гордыни) является мазхаром, идеально отражающим свет Вечного Имама (т.е. Имена и Атрибуты Бога) через свои слова и поступки. Здесь не идёт речь о «воплощении» (араб. хулул – вхождении Бога в творение и «принятии плоти»): Вечный Имам не находится внутри тела исторического Имама; Бог НЕ становится человеком. Но Божественные Имена/Атрибуты без искажения отражаются в душе исторического Имама, являющегося лишь мазхаром – локусом проявления или эпифании.
«’Друзья Бога’, знающие, что они – ничто перед ликом Абсолюта, есть те, кто наиболее верно отражает Божественные Имена и Качества, принадлежащие не им, а Богу… Отражения этих божественных атрибутов сияют через них наиболее ясно именно потому, что зеркала их сердец отполированы поминанием Бога; и самые стойкие пятна (нанесённые эгоизмом) – удалены».
– Реза Шах Каземи,
(«Справедливость и поминание», 188-189 англ.изд.)
Вечный Имам на протяжении всех эпох человечества проявлялся в форме исторических Имамов. А значит не стоит удивляться узнав, что духовная святость Имама и его божественная миссия, называемая вилаят, универсальна и была открыта и провозглашена во всех откровениях, писаниях и религиозных традициях. Имам Джа‘фар ас-Садик (пятый Имам в Цикла Мухаммада) сказал:
«Наш вилаят – это вилаят Бога. Каждый Пророк был послан только ради него; вилаят ‘Али записан в книгах Пророков; Посланник был послан только для провозглашения пророчества Мухаммада и вилаята ‘Али».
– Имам Джа‘фар ас-Садик,
(Мохаммад Али Амир-Моэззи, «Духовность шиитского ислама», 258 англ.изд.)
Одним из древних духовных текстов, в которых мы находим вилаят Вечного Имама, является Бхагавад-гита – что означает «Песнь Бога». В этом тексте Вечный Имам является как Шри Кришна – почитаемый индуистами-вайшнавами как аватара Шри Вишну. Этот вывод подтверждается духовными гимнами, известными как Гинаны, сочинёнными группой Бабов (букв. «Врат») и Худжжатов (букв. «Доказательств») исмаилитских Имамов, называемых Пирами. Гинаны провозглашают, что Шри Вишну является Вечным Али (одно из имён Вечного Имама), и что Мавлана Шри Кришна был мазхаром или аватаром Вечного Имама:
Ād Vishnu te Nar-Ali jaañ
«Предвечный Вишну есть Господин Али».
– Сайидна Пир Садр ад-Дин,
(Будд Аватар, Стих 456)
Āshāji Kānh rūp ka(n)i jiv ṭārya, ṭeno anṭ na pār ji
«В форме Кришны Господь спас многие души; безграничны Твои пределы».
– Сайидна Пир Хасан Кабир ад-Дин,
(Анант Акхадо, Стих 428)
Некоторые южноазиатские и персидские исмаилитские тексты относят Шри Раму и Шри Кришну к наследственной линии исторических Имамов (земных проявлений Вечного Имама), восходящей ко временам до библейского Адама (подробнее здесь – «От Адама до Ага Хана: Всеобщий Имамат»).
Чтобы продемонстрировать реальность Вечного Имама, далее мы приведём параллельное сравнение экстатических самоописательных заявлений из Песни (гита) Мавлана Шри Кришны и красноречивых Проповедей (балага) Мавлана Али. Примечательно, что утверждения, начинающиеся со слов «Я ЕСТЬ» этих двух возвышенных личностей чрезвычайно схожи. В конечном итоге, именно Вечный Имам, независимо от формы Его исторических проявлений, говорит и провозглашает Свою Вечную Сущность:
«Даже если проповедь в действительности не была произнесена Первым Имамом… она была, в определённый момент [произнесена] Вечным Имамом в шиитском сознании, и с феноменологической точки зрения важно именно это»
– Анри Корбен,
(Мохаммад Али Амир-Моэззи, «Духовность шиитского ислама», 106 англ.изд.)
Имам ‘Али сказал: «Я говорю на всех языках мира». На языке прошлого Вечный Имам говорил как Мавлана Шри Кришна, на языке нашего времени он говорит как Мавлана Шах Рахим.
Песнь (гита) Шри Кришны и Проповеди (балага) Имама Али:
Человеческая форма – Вечная Сущность:
Творец и Устраивающий:
Созидатель и Разрушитель:
Хранитель и Податель:
Судья и Воскреситель:
Всеохватывающий и Всеприсутствующий:
Всезнающий и Вездесущий:
Открывающий Писание и Научающий Познанию (Гнозис):
Проявленное и Имманентное
Исторические Имена и Данные Вечным:
Источники:
(Примечание: некоторые переводы могут незначительно отличаться от приведённых выше)
- Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Хутба ал-Байян, пер. Мохаммад Али Амир-Моэззи, Духовность шиитского ислама, ссылка на книгу.
- Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Хутба ал-Ма‘рифат би’н-Нуранийя, Хафиз Раджаб ал-Бурси, Машарик Анвар Йакин фи Асрар Амир ал-Му’минин (Бейрут: Дар Андалус, 1978 г.), пер. Хазех Фанампазир, «Артурс Классик Новелс», ссылка на книгу.
- Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Хутба ал-Ифтихар, Хафиз Раджаб ал-Бурси, Машарик Анвар Йакин фи Асрар Амир ал-Му’минин, (Бейрут: Дар Андалус, 1978), пер. Хазех Фанампазир, «Arthur’s Classic Novels», ссылка на книгу.
- Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Хутба ат-Тутунджийя, Хафиз Раджаб ал-Бурси, Машарик Анвар Йакин фи Асрар Амир ал-Му’минин, (Бейрут: Дар Андалус, 1978 г.), пер. Хазех Фанампазир, «Arthur’s Classic Novels», ссылка на книгу.
- Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Ал-Маджлиси, Бихар ал-Анвар, 26:6-15, пер. Сет ‘Абд ал-Хаким Карни, 2007 г.
- Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Сайид Гулам Хусайн Рида. Нахдж ал-Асрар, 119-128, пер. Сет ‘Абд ал-Хаким Карни, 2007 г.
- Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Меир Бар-Ашер и Арье Кофски. Нусайритско-алавитская религия, 171, ссылка на книгу.
- Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Мухаммад ибн Шахр Ашуб ал-Мазандарани, Ал-Манакиб Ал Аби Талиб, 3:387, пер. Сет ‘Абд ал-Хаким Карни, 2007 г.
- Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Мухаммад ибн Мухаммад ал-Муфид, Ал-Ихтисас, 248, пер. Сет ‘Абд ал-Хаким Карни, 2007 г.
- Шри Кришна, Бхагавад-гита как она есть, пер. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, ссылка на книгу.
www.ismailignosis.com