Мусульманское исмаилитское согласование Творения и Эволюции

Недавние дебаты между представителем Музея Креационизма и популярным учёным подняли вопрос о совместимости монотеистического учения о Творении и эволюционизма. Эта статья снимает противоречия между традиционным учением о Творении монотеистических религий и теорией Эволюции, опровергая как креационизм, так и натурализм (атеизм) и объединяет мусульманскую исмаилитскую метафизику с современной наукой.

Более тысячи лет назад мусульманский исмаилитский философ Сайидна Насир-и Хусрав взял на себя задачу примирения и синтеза религиозных учений, науки и философских взглядов своего времени в великом труде под названием «Примирение двух мудростей» (Джами‘ ал-хикматайн). Следуя духу Сайидны Насира, этот текст предлагает вниманию читателя согласование классического теистического учения о Творении и теории Эволюции в контексте современных идей как со стороны богословия, так и со стороны науки.

Недавние дебаты между Биллом Найем и Кеном Хэмом лишь усугубили недопонимание между атеистами, агностиками, учёными и верующими людьми. С одной стороны, «креационизм» Кена Хэма фактически является отвержением классических концепций Бога и Творения большинства монотеистических религий. С другой стороны – большинство людей интерпретируют (иногда неявно) теорию эволюции в рамках чисто материалистического или натуралистического мировоззрения, в котором физическая реальность – и есть всё, что существует, и где все особенности живых организмов объясняются исключительно дарвиновской эволюцией. Правильное объединение теистического мировоззрения, основанного на реальности Божественного творения, и научно обоснованной теории эволюции предполагает возвращение к классическому пониманию Бога и Творения, находимому в богословских и философских традициях индуизма, иудаизма, христианства и ислама, а также честное признание ограничений натурализма и механистического понимания Природы.


Недостатки буквалисткого понимания Писаний:

Отцы христианской Церкви не воспринимали стихи Книги Бытия буквально. На самом деле, они подчеркивали, что необходимо толковать Библию обращаясь к философии, чтобы постичь духовные истины, заложенные в её иносказаниях. Как объясняет Харт:

Библейские буквалисты, такие как Кен Хэм, противоречат как науке, так и христианской экзегетической традиции. И тем не менее, точка зрения, что Бог буквально сотворил вселенную за шесть дней, имеет сильное влияние на евангельских христиан по всему миру. Коренная причина этого убеждения исходит из теологически неполноценной концепции Бога. Единственный способ устранить противоречия буквального понимания Писания – это возвращение к концепции Бога классического теизма.


Классическое понимание Творения против современного креационизма:

В приведённом выше отрывке Имам говорит о Боге как об Абсолютной Реальности (Моно-Реальности), «которая содержит и даёт существование» всему, что существует и потенциально может существовать: бесконечность, пространство, время, Вселенная, всё, что можно вообразить, и сама душа. Даже то, что кажется существующим само по себе, как абстрактные объекты (например, математические законы) или законы физики и т. д., зависят от Бога в своём существовании. В таком представлении (разделяемом многими мировыми религиями) Бог – это не просто «максимально великое» или высшее существо, не отдельный объект среди прочих объектов или «наиболее совершенное из существо» среди всех существ, поскольку все эти понятия противоречат бесконечной природе Бога представляя Eго ограниченным.

Творение – это не событие во времени, но это вечная, вневременная и непрерывная связь между Богом и сотворёнными существами, в которой они возникают от Бога, зависят от Бога и поддерживаются Богом в каждый момент своего существования. Хорошая метафора для описания отношения между Творцом и актом Творения – отношения мыслителя и мысли, и здесь не подходит сравнение с человеком, создающим какой-то физический объект. Появление и продолжение мысли напрямую зависят от мыслителя в каждый момент времени:

Еще одна привлекательная для современников идея в этой области – деизм, то есть представление о том, что Бог создал Вселенную, а затем позволил ей существовать самостоятельно. Эта философия активно распространилась в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Но такая концепция Бога представляет Его бессильным и приравнивает бытие Бога к бытию Вселенной. Если Вселенная может существовать без какого-либо участия или связи с Богом, который её создает, то такая Вселенная также является богом, и фактически утверждается существование двух богов. Но в действительности, существование Вселенной является полностью производным и зависимым от акта дарования бытия Богом. Это не означает, что Бог только вызывает Большой Взрыв; это означает, что каждое состояние Вселенной во времени (в каждый момент её существования) получает свое бытие благодаря творческой силе Бога. Имам очень ясно выразил эту идею в статье, опубликованной в британских газетах:

Сегодня распространены представления, что Бог периодически вмешивается во Вселенную чтобы что-то доработать, скорректировать, создать новые виды или новых существ. Бог находится вне пространства и времени; о таких Божественных вмешательствах не может быть даже вопроса, поскольку сотворённые вещи уже зависят от Бога и с самого начала зависели от Бога в своём существовании.

В предыдущем разделе необходимо было изложить концепцию Бога и Творения, потому что концепция Бога, которой сегодня придерживаются креационисты, деисты и многие другие группы, диаметрально противоположна Богу классического теизма. Бог креационизма теологически не тождественен Богу классического теизма. Божество креационизма не является Безусловной Реальностью, Необходимым Бытием или Высшей Реальностью, которая является основой существования всех существ. Вместо этого, бог креационизма является «объектом» среди объектов, «личностью» среди личностей, «конструктором», который создает существ из материала, существующего вне него, и «высшим существом» среди других существ, которое подчинено времени и пространству. Творческие акты этого бога подчиняются условиям времени и пространства. Вот почему креационисты без сомнений верят, что творение произошло за шесть дней и что миру всего шесть тысяч лет. Бог креационизма не является абсолютно простым; он обладает личными и антропоморфными атрибутами так же, как люди, за исключением некоторых ограничений. Кен Хэм и те, кто разделяет его взгляды, придерживаются неполноценной и нелогичной концепции Бога. Иронично, что большинство современных атеистов и учёных (Докинз, Хитченс, Харрис, Хокинг и прочие) были знакомы только с демиургическим божеством креационистов, а не с Богом классического теизма. И всё же, многие религиозные люди в современное время путают это демиургическое божество с истинным Богом:

Некоторые могут посчитать, что различия между креационистской концепцией Бога и классической монотеистической концепцией Бога не имеют отношения к вопросам творения, науки и эволюции. Но такая точка зрения максимально ошибочна, ибо возможность соединения идей эволюции и творения прямо зависит от способа понимания взаимосвязи между Богом и Природой.


Ошибочность дарвинистского натурализма:

Самая большая проблема теории дарвиновской эволюции заключается не в её предполагаемой научной истинности, а в том, что теория эволюции, как правило, развивается и интерпретируется в рамках атеистического мировоззрения, называемого «натурализмом» или «материализмом», т.е. идеи о том, что природный или физический мир – это всё, что существует. Когда это мировоззрение соединяется с теорией эволюции, мы получаем тотальное претенциозное утверждение, называемое «дарвиновским натурализмом», – что все черты жизни на Земле могут быть объяснены только дарвиновскими физическими процессами.

Но дарвиновский натурализм всё равно остаётся неполноценным по двум причинам. Во-первых, натурализм или материализм явно ложны. Натурализм, как убеждение, что реальность состоит только из материальных или физических вещей, – не имеет ни эмпирических, ни рациональных доказательств. По своему определению, эмпирические методы могут только подтвердить или опровергнуть реальность только эмпирических вещей – но не могут свидетельствовать о чём-либо за пределами естественного мира. Бессмысленно использовать физический мир для объяснения существования физического мира. Также не существует дедуктивных или философских доказательств реальности натурализма. Утверждение, что вещи реальны только в том случае если их можно наблюдать с помощью эмпирических методов исследования – эмпирически недоказуемо. То есть, нельзя доказать, что «вещи реальны только в том случае, если доказаны эмпирически», обращаясь к эмпирическим доказательствам. Следовательно, утверждение натурализма циклично и лишено интеллектуальной и эмпирической основы.

Наконец, если бы натурализм был прав, то из этого следовало бы, что он не может быть прав потому, что в натуралистическом мировоззрении мысли и содержание мыслей человека строго определяются законами физики, химией мозга и нейронной активностью мозга, а не истиной или логикой мышления. Поэтому сама концепция или идея натурализма (в рамках натуралистического же мировоззрения), должна была быть физически определена активностью мозга, имеющей материальную природу и вызванной реакциями на внешние стимулы, а не её обоснованностью. Но нет абсолютно никаких доказательств того, что нейронная деятельность может порождать истинные идеи – особенно когда отрицается, что логика или истина имеют какую-либо иную основу, кроме законов физики и химии.

Видя несостоятельность натурализма, как мы можем осмыслить теорию эволюции? Нет причин отрицать, что организмы претерпевают изменения из-за случайных мутаций в их генетическом коде, вызванных факторами окружающей среды. Также нет причин отрицать, что эти изменения отфильтровываются естественным отбором. Однако эта эволюционная картина мира остается неполной по двум важным причинам. Первая состоит в том, что вероятность появления сознательных и разумных человеческих существ из ничего в результате эволюции просто на основе случайных мутаций, практически равна нулю. Даже возникновение первой формы жизни на Земле остается загадкой для учёных по сей день. В качестве дополнительного примера, Барроу и Типлер в своей книге «Антропный космологический принцип» перечисляют десять этапов эволюции человека, каждый из которых настолько невероятен, что до того, как он произошёл бы, Солнце сожгло бы Землю. Они оценивают вероятность эволюции человеческого генома как число 1/(4-360)110000. Эта величина фундаментально обосновывает то, что эволюция человека чисто физическим дарвиновским процессом совершенно невозможна. На сегодняшний день нет математических моделей для расчёта вероятности, которые подтверждали бы возможность эволюции, основанной исключительно на естественном отборе и случайных мутациях. Следующие утверждения Томаса Нагеля (известного атеиста) также свидетельствуют о полной неправдоподобности развития человеческой и других форм жизни из-за исключительно физических процессов.

Вторая проблема теории эволюции Дарвина в том, что она не объясняет появление сознания у живых существ и, в частности, рефлексивного самосознания у человека. Несмотря на слабые аргументы, выдвигаемые материалистами, природа состояний сознания никак не может быть сведена к мозговой активности по ряду причин. Одна из них в том, что мысли обладают интенциональностью (т.е. мысли всегда о чём-то, например, об объекте, человеке и т.д.), тогда как мозговая активность, будучи чисто материальной, таковой не является. Невозможно путём сканирования активности мозга, то есть наблюдения за параметрами нейронов и химических веществ, определить о чём думает человек. Во-вторых, содержание отдельных мыслей в таких областях, как математика и логика, определяется контекстом предшествующих мыслей и их последовательности (т.е. логической последовательности), а не состояниями мозга. Если бы было иначе, и мысли определялись бы физическими состояниями мозга, то математическая истина 2+2=4 не зависела бы от истинности 2+2, а зависела бы только от материальной мозговой активности, и в этом случае она не могла бы быть логически правильной. В-третьих, мы можем наблюдать физический мир только через сознательные состояния, в том числе через органы чувств. Но моделировать и описывать эти физические наблюдения мы можем только с помощью абстрактных математических (то есть не эмпирических) моделей. Следовательно, с эпистемологической точки зрения, всё, что мы знаем напрямую и непосредственно, – это наши сознательные состояния, а не материя как таковая. Поэтому сводить наши сознательные состояния к материальному как таковому просто нелогично, ведь материальные сущности не имеют для нас существования, кроме как через сознание. Дарвиновская теория эволюции не дает никакого ответа на вопрос о появлении сознания, не говоря уже об объяснении того что такое сознание. Утверждения известного атеиста Томаса Нагеля подтверждают эти аргументы:

Если бы натуралистическая эволюция была верна и содержание мыслей сводилось бы к мозговой активности или вызывалось исключительно ей, то все человеческие мысли были бы логически непоследовательны, т.к. наши мысли были бы результатом чисто физических эволюционных процессов, определяемых потребностью выживания, а не потребностью объективного или истинного познания. Не было бы оснований доверять нашим познавательным способностям в формировании точной картины мира, поскольку дарвиновский эволюционный процесс этого не гарантирует. Вместо этого, утверждение, что наши мысли тождественны нашей мозговой активности, ставшей результатом дарвиновской эволюции, подразумевает, что содержание наших мыслей определённо ложно, поскольку оно основано на чисто физической химии мозга, а не на истине или логике самой мысли. Но если это так, то как натуралистическая эволюция могла бы быть истинной с самого начала? Люди принимали бы это мировоззрение только из-за физико-химических процессов в мозге, а не потому, что оно истинно или логично. Таким образом, Нагель напоминает нам, что:

Вывод, следующий из приведенных выше аргументов, заключается в том, что чисто материалистическая и натуралистическая теория эволюции неполна как раз из-за своего материализма. Решение заключается не в отрицании биологической эволюции, а в её пересмотре путём интерпретации в соответствии с мировоззрением, не основанном на натурализме или материализме. Другими словами, у эволюции должно быть измерение, превосходящее физический мир. К этому же выводу пришёл Томас Нагель, который пишет:

Если теория натуралистической дарвиновской эволюции недостаточна для объяснения появления жизни и сознательных существ, таких как люди, то её необходимо уточнить и дополнить, а не просто отрицать. Дополнение должно заключаться в следующем: вместо того, чтобы рассматривать появление жизни через эволюцию как результат простой случайности, каких-то частных событий и «слепых» процессов, эволюционный процесс должен рассматриваться как «целенаправленный» или «телеологический». Сам факт того, что сознательные существа эволюционировали (несмотря на крайне малую вероятность этого) подразумевает существование универсальных законов, «встроенных» или имманентных Природе, которые поощряют и неизбежно приводят к существованию жизни в целом и сознательных существ в частности. Следовательно, эволюция должна включать нефизическое измерение в дополнение к законам физики и химии и случайным событиям, чтобы быть рационально полноценной. Сознание является фундаментальной особенностью жизни и латентно присутствует во всём, а не является случайной особенностью живых существ.

Такой взгляд на Природу, при котором цель, задачи и направленность присущи самой сути вещей – на самом деле является возвращением к аристотелевской философии Природы, и он не означает отрицания современной науки, а только несогласие с опредёленными философскими идеями, в рамках которых она интерпретируется. Это не абсолютное отрицание теории эволюции, а, скорее, её переосмысление в рамках мировоззрения, не являющегося ни натуралистическим или материалистическим, ни механистическим. Соответственно, Природа не является набором движущихся частиц материи, подчиняющихся детерминистическим законам физики или химии, которым необходимо придать смысл извне, но является целостной системой, имеющей внутреннее предназначение и целенаправленность. Это то, что аристотелики называют «телеологией», и этот взгляд подразумевает не отрицание теории эволюции, а её дополнение.

Некоторые выдающиеся биологи и учёные также подтверждают наличие в Природе телеологических принципов, направлявших эволюцию к появлению человеческих существ (или разумных существ, подобных людям). Стюарт Кауфман писал о том, что одного только редукционистского естественного отбора недостаточно для объяснения порядка, наблюдаемого в живых существах, и что такой порядок обусловлен «фундаментальными упорядочивающими принципами биологии». Саймон Конвей Моррис заявил о дарвиновской эволюции, что «это всего лишь механизм, но если эволюция прогностична, и обладает логикой, то очевидно что она управляется более глубокими принципами». Таким образом, значительное число учёных на эмпирических основаниях высказывались в пользу наличия цели, направления и телеологии внутри Природы; точно так же, как Нагель аргументировал эту позицию на философских основаниях.

Опровергнув сомнительный тезис натурализма, показав недостаточность натуралистической дарвиновской эволюции и придя к выводу, что механистическая концепция Природы должна уступить место телеологической концепции, мы можем перейти к тому, как мировоззрение, основанное на концепции Творения (а не на Креационизме), согласуется с телеологическим видением мира природы.


Природа как проявление Божественного: соединение концепций Творения и Эволюции

Обосновав телеологический взгляд на Природу, согласно которому физическая Вселенная естественно предрасположена к порождению жизни, сознания и разумных существ (например человека), перейдём к рассмотрению концепций Природы и эволюции согласно классическому теизму.

Для начала следует отказаться от любых попыток сделать вывод, что явленные в Природе цель и интеллект нужно принимать за доказательство существования «Божественного Проектировщика», который вмешался для придания сложности живым организмам. Существует большая разница между «аргументами от замысла» Уильяма Пейли и «телеологическими аргументами» Насир-и Хусрава и Фомы Аквинского. Вторые из этих аргументов просто постулируют, что всё в естественном мире направлено на некоторые цели, то есть на создание жизни, порядка, сознания и т. д., и делают вывод, что такая разумная деятельность внутри естественного мира должна направляться Божественным Интеллектом. Между тем, аргумент от замысла предполагает, что для создания сложных организмов из инертных частиц материи требуется внешний проектировщик, так же как при проектировании и построении машин людьми. Если механистическую картину Природы неизбежно требуется отвергнуть, какой должна быть верная концепция Природы в рамках монотеистической парадигмы?

На этом этапе, вероятно, нужно с большей ясностью проиллюстрировать метафизическую связь Бога и Вселенной. Вспомним, что отношение между Творцом и сотворённой реальностью – это отношение онтологической зависимости: вся сотворённая реальность непрерывно получает существование от Бога, от Которого она зависит в каждый момент времени. Бог есть Основа Бытия или Необусловленная Реальность; Он не находится ни «вне» Вселенной, ни пребывает или воплощен «внутри» неё. Более верно выразиться что Бог одновременно трансцендентен и имманентен. Его Реальность, будучи абсолютно простой и неограниченной, превосходит все описания и подобия. В то же время, атрибуты Бога имманентны в сотворённой реальности – не как воплощение, а через принцип отражения. То есть, Вселенная во всей своей полноте является ограниченным отражением Бога – настолько, насколько Он может быть проявлен. Этот принцип выражен в мемуарах Имама Султана Мухаммад Шаха следующим образом:

Аналогия Солнца и его отражения в чаше фонтана гораздо более уместна для описания отношения между Богом и природной Вселенной, чем аналогия конструктора и сконструированного изделия. В аналогии Солнца и отражения есть две особенности, которые передают онтологические и духовные отношения между Богом и Вселенной. Во-первых, существование изображения Солнца на воде полностью зависит от Солнца. По сравнению с Солнцем, изображение или подобие Солнца обладает «малой реальностью», поскольку его собственное существование постоянно исходит от Солнца. Эта аналогия передаёт, как существование Вселенной метафизически зависит от Реальности Бога. Во-вторых, аналогия Солнца и отражения означает, что качества или атрибуты Солнца (такие как его сияние) частично отражаются в его изображении. Точно также определённые качества или атрибуты Бога отражаются в сотворённых вещах мира природы. Этот момент подтверждается Кораном, который называет всевозможные природные явления «знамениями» (аятами) Бога. 49-й Имам мусульман-исмаилитов, Мавлана Шах Карим Шах, однажды сказал, что «в исламе Божественное отражается в творении Природы» (см. полную речь).

Следовательно, природу нужно понимать как живую систему, которой неотъемлемо присуща телеология, то есть цель, смысл. Причины этого были изложены в предыдущем разделе, и они состоят в том, что механистический взгляд на Природу полностью устарел и не является состоятельной концепцией для понимания физической реальности. В то же время, эта телеологическая Природа должна также пониматься как отражение Имён и Атрибутов Бога – другими словами, как Божественное проявление или теофания. Это не означает, что Бог сам вошёл в Природу или «вмешался», чтобы сотворить Природу извне. Это означает, что качества Бога онтологически и духовно отражены в Природе, так как сама Природа есть отражение, которое и является сутью её существования. Именно об этом писал Имам Султан Мухаммад Шах:

Многие особенности Природы, которые люди сегодня считают само собой разумеющимися, на самом деле являются знаками Божественной Силы и Божественного Разума. То, что учёные сегодня называют «законами природы» и законами физики, – это закономерности регулярного поведения, которые последовательно соблюдаются всеми природными объектами. Эта регулярность логична и понятна – и именно поэтому учёные могут описать её в терминах математики. Такая регулярность (для строго натуралистического мировоззрения) не имеет оснований или причин для возникновения. Если человек, верящий в натурализм, скажет, что закономерности в природе существуют просто из-за случайного совпадения, его ответ будет несостоятельным из-за неправдоподобно малой вероятности. Одно дело – выиграть в лотерею с очень малым шансом на победу один раз, и совсем другое – выиграть в ту же лотерею миллионы и миллионы раз. Закономерности в Природе близки именно ко второму, просто невероятному примеру и не могут быть объяснены случайностью или хаосом: законы Природы являются проявлениями Божественной Силы и Разума – не их «вмешательством» извне, а их отражением изнутри.

Даже приняв эту теистическую точку зрения, возможно и дальше изучать Природу как замкнутую систему и анализировать различные закономерности, взаимодействия, процессы внутри неё – как это делает современная наука. Тем не менее, механистический взгляд на Природу рассматривает все природные явления как безжизненные и бездушные – состоящие из инертной материи. Но с точки зрения классического теизма, все вещи в Природе обладают «душой». Так говорит об этом Имам Султан Мухаммад Шах:

Идея того, что все вещи (даже атомы или молекулы) имеют души, может создать неверные представления о «призраках», присутствующих «внутри» каждой частицы материи. Но думать так – значит ошибочно применять механистический взгляд на Природу и материю. На человеческом уровне душа является субъектом самоосознавания, являющимся свободным агентом в своих интеллектуальных способностях и действиях. На животном уровне душа – это сознание конкретного животного по отношению к его действиям и поведению. На растительном уровне (и у всех живых существ) душа относится к «органической целостности» живого организма – единству, которое связывает и направляет различные взаимозависимые части организма и отвечает за его способность адаптироваться и реагировать на окружающую среду. На уровне «неодушевленных предметов», таких как минералы, молекулы, атомы и т. д., душа относится к форме или структуре материальных компонентов объекта. Например, душа или форма молекулы воды – это особая закономерность или структура, в которой связаны два атома водорода и кислорода. Следует отметить, что закономерность, структура или даже форма это НЕ то же самое, что материал или материя, которой они придают вид и организуют её. Существует качественное различие между формальной структурой объекта и его структурными материальными частями. Части любого объекта всегда существуют в определённой структуре – без которой объект перестанет быть тем, что он есть. С точки зрения материи, человеческий мозг и куча песка по существу одинаковы – они сделаны из одних и тех же основных материальных компонентов (т. е. атомов, молекул). Но наиболее сложной сущностью человеческий мозг делает именно его форма или структура, в которой расположены его материальные компоненты. Таким образом, душа является неотъемлемым измерением всех объектов в Природе (минеральных, живых, животных и человеческих), при этом она присутствует и актуализируется на различных уровнях, зависящих от рассматриваемого объекта. В случае с человеком более точно можно выразиться, что живое человеческое тело является отражением или тенью человеческой души, что противоположно мысли о том, что человеческая душа обитает внутри его тела.

Установив положение Природы в мировоззрении классического теизма обратимся к вопросу «происхождения видов» и «эволюции» в этой системе координат. Всё в Природе (включая атомы, молекулы, минералы, живые организмы, животных и человеческих существ) является частным отражением одного или нескольких Имён и Атрибутов Бога. Например, сила Бога отражается, пусть и частично, в океанических волнах, штормах или даже молниях. Стабильность Бога частично отражается в стабильности камней. Жизнь Бога отражается в живых организмах в различной степени – от одноклеточных бактерий до львов. В теистическом мировоззрении человек является всеобъемлющим отражением Бога благодаря своему потенциалу отражать все Имена и Атрибуты Бога. Тем не менее, каждый вид является отражением определённой комбинации Атрибутов. В философской терминологии, конкретная конфигурация этих Божественных атрибутов, проявляющихся в определённом виде, называется «формой». «Форма» – это духовный «чертёж» или архетип вида, содержащий определяющие его фундаментальные качества. Каждый физический вид на Земле является проявлением или отражением некоторой конкретной формы. С духовной точки зрения, каждый вид имеет свой духовный архетип или форму, который предсуществует  ему в духовной области, и число таких форм бесконечно. В подходящей природной среде эти духовные архетипы проявляются как физические виды в хронологическом порядке – от менее дифференцированных к более дифференцированным.

Классический теистический взгляд на происхождение видов отлично согласуется с выводами современной науки относительно эволюции. Но следует иметь в виду, как утверждалось ранее, что механистическое понимание Природы устарело, а чисто материалистический и натуралистический взгляд на реальность безнадежно и логически ошибочен. Ключевое различие между этим исламским теистическим взглядом на происхождение видов и натуралистическим дарвиновским взглядом состоит в том, что первый утверждает, что появление разумных существ в мире было заложено в Природу и является конечной целью эволюционного процесса. Около девятисот лет назад известный исмаилитский мусульманский философ, астроном и учёный Насир ад-Дин ат-Туси объяснил происхождение видов и сотворение человечества в соответствии с вышеизложенными метафизическими принципами. Рассмотрим приведенные ниже отрывки из самого известного исмаилитского труда Туси, известного как Тасаввурат:

Эволюционная теория будет и далее изменяться и совершенствоваться по мере развития человеческого знания. Сейчас некоторые биологи, такие как Стюарт Кауфман и Саймон Конвей, считают, что случайных мутаций недостаточно для объяснения сложности жизни, и что материя должна обладать качеством самоорганизации, основания которого находятся на более глубоком порядке вещей. Но ничто из этого не противоречит метафизическому происхождению всех существ, как объяснялось ранее. Даже если принять все отдельные ключевые особенности дарвиновской эволюции, наиболее важной будет всё равно самая общая, интегральная интерпретация всей теории. Такая интерпретация должна учитывать тот факт, что наличие цели, как мы видим, заложено в сам фундамент Природы – как теперь считают некоторые биологи:

Если естественная Вселенная является отражённым проявлением Бога во фрагментированной множественности, а человеческие существа – отражённым проявлением Бога во всеобъемлющей сингулярности, из этого следует, что человеческое существо является проявлением как Бога, так и внешней Вселенной. Эволюция посредством генетических мутаций (из-за случайности либо потенциала самоорганизации, присущей материи, как выразился бы Кауфман) и их неопределённое продление во времени в результате естественного отбора является средством, через которое Вселенная производит существо, наиболее приспособленное к выживанию в естественной среде. Если применить аналогию – Вселенная или внешняя среда подобны одному зеркалу с отражением Бога, а человеческая форма – ещё одному такому зеркалу. Эволюционный процесс дарвиновского естественного отбора является механизмом, посредством которого эти два зеркала «приводятся в фокус» так, что результирующее существо – человек, появляется во Вселенной. Вернёмся к Насиру ад-Дину ат-Туси, который помогает подытожить метафизику этого процесса следующим образом:

Приведённая выше диаграмма иллюстрирует, каким образом процессы Творения и Эволюции действуют внутри Природы совместно. Бог, как Необусловленная Реальность, дарует бытие всем другим реальностям и поддерживает их существование. Божественный творческий акт дарования бытия называется Повелением Бога, и первая обусловленная реальность с точки зрения метафизической или сущностной причинности – это Универсальный Интеллект, содержащий Формы всех вещей в неразличимом единстве. Через Универсальный Интеллект Повеление Бога проявляет и эманирует Универсальную Душу, в которой дифференцируются небесные архетипы или Формы всех существ. Универсальная Душа порождает свою тень, называемую Первоматерией, природа которой – простая восприимчивость, потенция или пассивность, благодаря чему она не может быть эмпирически наблюдаема. Первоматерия принимает от Универсальной Души Формы, которые эманируют и сияют в ней. В этом процессе непрерывной эманации (см. выше) или инволюции Первоматерия «разворачивается» в Универсальное Тело или Универсальную Материю [то, что средневековые мыслители называли «сферами»] – тождественную квантовому полю или «энергии вакуума», которую физики регистрируют как границу эмпирического наблюдения, из которой субатомные виртуальные частицы «появляются и исчезают». Эти частицы – гейзенберговские потенции, получающие «формы», отпечатанные на них Универсальной Душой посредством измерительных воздействий, – и актуализируются как дискретные частицы. Этот эволюционный процесс продолжается поддерживаясь непрерывной эманацией или инволюцией, то есть проявлением Форм из Универсальной Души. Так, Саймон Конвей сказал: «Дарвинизм  – не полное объяснение? А разве он должен им быть? Это всего лишь механизм, но если эволюция прогностична, и обладает логикой, то очевидно что она управляется более глубокими принципами». Если такие биологи, как Стюарт Кауфман, говорят о «самоорганизации» материи, то говорят они так потому, что обнаруживают отпечатки Форм. Формы заставляют материю организовываться в более дифференцированные структуры, соответствующие внешней среде, и они устанавливаются и длятся неопределённо долго во времени через процесс естественного отбора. Целостная структура (или «холон») организма – это его «душа» (как объяснялось выше), и именно душа является принципом самоорганизации материи в сложное «целое». В человеческом существе эта душа достигла уровня рефлексивного самосознания (того, что традиционно называется «разумом» (натика)) – способным познавать и осмыслить всю совокупность Космоса. Таким образом, человеческое существо является кульминацией и суммой как духовной эманации, так и физической эволюции. Оно продолжает эволюционировать в части сознания, пока не актуализируются более высокие стадии – интеллектуальная стадия (‘акли), вдохновенная стадия (та’йиди) и стадия Совершенного Человека (ал-инсан ал-камил) или Универсального Человека (ал-инсан ал-кулл). Универсальный Человек является наиболее совершенным проявлением Повеления Бога, Универсального Интеллекта и Универсальной Души, посредством которого всё во Вселенной возвращается к своему истоку.

Пожалуй, неудивительно, что Имам Султан Мухаммад Шах, сорок восьмой наследственный Имам мусульман шиитов-исмаилитов, достиг синтеза, который примирил понимание Божественного творения и теорию Дарвина о происхождении видов: