«Мы – Дом Мухаммада и как таковые имеем больше прав на власть (вилаят) в этом над вами, чем эти самозванцы, которые претендуют то, что им не принадлежит… Клянусь Богом, среди вас и среди народов от Востока до Запада нет другого сына Пророка, кроме меня».
– Имам ал-Хусайн ибн ‘Али
На десятый день Мухаррама, известный как День ‘Ашура, произошла Битва при Карбале, в которой Имам ал-Хусайн ибн ‘Али (алайхи салам), второй наследный Имам мусульман-шиитов, вместе со своей семьей и сподвижниками был жестоко убит войсками Язида ибн Муавии ибн Абу Суфьяна.
Имам и Противник (зидд)
«Когда я прошу вас читать Кисса (сведения о событиях в Карбале), – это не потому, что те, кто прочтёт это, попадут в Рай, – а потому, чтобы вы поразмыслили над ним и знали, что неверующие боролись с нами. Эти Пророки и Имамы знали, что должно было произойти, но нам не позволено раскрывать тайны Невидимого (гайб)».
– Имам Ага Шах Али Шах Ага-Хан II,
(пер. Рай Гуламали Кассам Шивджи, Калгари, ноябрь 1989)
Битва при Карбале с эзотерической точки зрения была проявлением противостояния, которое происходит в каждую эпоху и время между силами Имама Времени и силами его Противника (зидд). Подобно тому, как Имам Времени является наследником Хазрата Адама и наместником Бога на земле, Противник (зидд) является наследником Иблиса и дьявола (шайтан) среди людей.
«И так Мы всякому пророку устроили врагов – шайтанов (шайатина) из людей и джиннов; одни из них внушают другим прелесть слов для обольщения. А если бы пожелал Господь твой, они бы этого не делали. Оставь же их и то, что они измышляют!»
– Священный Коран [6:112]
«Точно так же, век за веком, эпоха за эпохой, каждое время имеет своего Иблиса, да будут Божьи проклятия над ним, и своего Адама, да будут Божьи благословения над ним».
– Ал-Му’айяд аш-Ширази,
(Маджалис ал-Му’айядиййа, Том 2, Маджлис 11, 71)
Исмаилитские Имамы также называли этого Противника или Иблиса Времени «фараоном», который пытается сбить людей с пути в эпоху каждого Имама.
«В цикле каждого Имама есть физический и духовный фараон. С помощью силы и влияния своей осквернённой души он вводит в заблуждение простодушных рабов, которые ещё твёрдо не встали на путь носителя истины, уводя их с пути, ведущего к самому возвышенному раю и высшему небу, в самый нижний ад, который является землей лицемеров (мунафикан)».
– Имам Исламшах,
(Семь Изречений, цит. в Исмаилиты в Средние века, 107 / англ.изд.)
Подобно тому как Имам является носителем света вилаята, приближающего людей к Богу, противник проявляет мрак «контр-вилаята», который сбивает людей с пути. Как объясняет ал-Му‘айяд аш-Ширази, Имам и его иерархия (худуд) духовных учителей являются воплощением добродетелей и достоинств, известных как Адамические формы (ал-сувар ал-адамиййа), и им противостоит Противник и его контр-иерархия лжеучителей, которые воплощают упадочные пороки, известные как Сатанинские очертания (ал-ашкал аш-шайтаниййа). Другими словами, существуют Имамы Истины (а’иммат ал-хакк), а также имамы заблуждения (а’иммат ал-далал).
«Учителями уподобления являются лжеимамы (а’иммат ал-батил), которые установлены в противоположность истинным Имамам (а’иммат ал-хакк)… и они (лжеимамы) являются призраками (ашбах) без духов (арвах). Смысл в том, что Бог не вдохнул в них Дух истинной жизни (рух ал-хайат ал-хакикиййа) с обозначением (насс) от Посланника Бога».
– Ал-Му’айяд аш-Ширази,
(Маджалис ал-Му’айядиййа, Том 1, Маджлис 25, 124)
Разница между истинным Имамом и противником, лжеимамом, заключается в том, что истинный Имам вдохновлён Святым Духом (ал-му’аййад би’л-рух ал-кудс), в то время как лжеимам пытается подражать истинному Имаму и узурпировать его права. Такое противостояние существовала даже в эпохи Имамов, предшествовавших Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его) и Имаму Али ибн Аби Талибу (да будет мир над ним). Например, Мавлана Хашим ибн Абд Манаф (прадедушка Пророка) был Имамом своего времени, а его Противником был его же сводный брат Умайя, которого он изгнал из Мекки. Подобное противостояние было и между Мавлана Абд ал-Муталибом (дедом Пророка) и Противником его эпохи, которым был Харб ибн Умайя, особенно в вопросе опеки над Каабой. Во время Пророка Мухаммада Противником или имамом лжи был не кто иной, как Абу Суфьян ибн Харб, который возглавлял Курайш в противостоянии Пророку. Во времена Имама Али ибн Аби Талиба Противником был Муавия ибн Абу Суфьян. Так и во времена Имама ал-Хусайна ибн Али Противником был Язид ибн Муавия ибн Абу Суфьян. Противостояние между истинным Имамом, который имеет положение Адама, и его Противником (зидд), который воплощает Иблиса, существует в каждом веке и цикле:
«Согласно теории ал-Му’айяда о вилаяте и контр-вилаяте, Адам и Иблис сосуществуют на протяжении всей пророческой истории в качестве Имама и зидд в каждом цикле до “Дня назначенного Времени” (Коран 15:38). Поскольку с точки зрения возможности побеждающий и побеждённый одинаково и взаимно соответствуют друг другу, один из них победит другого из-за своей невозмутимости».
– Элизабет Р. Александрин,
(Сфера Вилаята: Исмаилитский та’вил согласно ал-Му’айяду, докторская диссертация, 340 / англ.изд.)
Имам ал-Хусайн в Карбале
«В поле Карбалы велась жестокая битва против Имама ал-Хусайна. В то время он сражался один против тысяч людей. Он перенёс огромные страдания и жестокость от рук своих врагов, но несмотря на всё это, он по-прежнему провозглашал: ‘Я – Имам‘».
– Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III,
(Кач Нагалпур, 28 ноября 1903)
Муавия открыто выступал против халифата Имама Али ибн Аби Талиба и боролся с ним. После смерти Имама Али его сын Пир Имам ал-Хасан наследовал его халифат, но из-за слабости своей поддержки и ресурсов был вынужден отречься от халифата в пользу Муавии при условии, что Язид не унаследует халифат после него. Однако Муавия ибн Абу Суфьян добился того, что халифом стал его сын Язид – событие, прямо противоречащее соглашению, которое Имам ал-Хасана с заключил с Муавией ранее. В отличие от Муавии, который был неправедным, но пытался сохранить видимость достоинства халифата, Язид был открытым грешником и позорил положение распитием вина и многими другими греховными действиями. Когда Язид стал халифом, он стремился добиться верности Имама ал-Хусайна, чтобы узаконить свою преемственность, но Имам отказался это сделать. Тем временем жители Куфы пригласили Имама ал-Хусайна возглавить их. Имам со своими близкими родственниками и сподвижниками направился из Мекки в Куфу и был перехвачен армией Омейядов, посланной Язидом, и окружён на равнинах Карбалы. Перекрыв на несколько дней подачу воды, омейядские войска вовлекли Имама и его сподвижников в битву. Превосходящей по численности армией из более двадцати тысяч человек, Имам, его семья и сподвижники были подвергнуты бесчеловечной резне и мученически убиты – что стало известным как Битва при Карбале. Среди погибших сыновей Имама ал-Хусайна был и шестимесячный младенец Али Асгар, сыновья Имама Али ибн Аби Талиба и дети Пир Имама ал-Хасана. Единственным выжившим мужчиной из членов семьи Имама был его сын Имам Али Зайн ал-Абидин, который был болен во время битвы и был спасён от казни благодаря вмешательству Хазрат Зайнаб, сестры Имама ал-Хусайна.
Теперь мы приведём отдельные цитаты и заявления, сделанные Имамом ал-Хусайном до и во время Битвы при Карбале.
Письмо Имама к жителям Басры
«Господь отдал предпочтение Мухаммаду перед всеми Его творениями. Он наградил его пророчеством и избрал его для Своего послания. После того как он предостерёг Своих слуг и уведомил их о том, что было ниспослано ему, Господь забрал его к Себе. Мы – его семья (ахлихи), обладатели его власти (авлийа), те, кто был сделан его доверенными лицами (авсийа) и его наследниками (вураса); мы те, кто обладает правом на данный статус больше, чем кто либо иной. Люди себялюбиво предъявляют претензии на наше исключительное право на это. И всё же мы позволили [им то, что они сделали], поскольку мы ненавидим разобщённость и желаем процветания [общины]. Однако мы знаем, что имеем больше прав на то, что причитается нам, чем те, кто захватил его. Они сделали много хорошего, уладили множество дел и искали правду. Да будет милосерден Господь к ним и простит и нас, и их. Я отправляю вам моего посланца с этим письмом. Я призываю вас к Книге Аллаха, сунне Его Пророка. Поистине, сунна была [практически] уничтожена, в то время как нововведения распространились. Если вы услышите мои слова и повинуетесь моим указаниям, то я проведу вас дорогой праведности».
– Имам Хусайн ибн Али,
(Арзина Лалани, Ранняя шиитская мысль, гл.2, стр 51-52 англ.изд.)
Слова Имама ал-Хурру ибн Язиду и омейядскому войску
«Люди, если вы боитесь Бога и признаёте права тех, кто имеет права, Бог будет более доволен вами. Мы – Дом Мухаммада, и как таковые имеем больше прав на власть (вилаят) в этом деле (т.е. правление общиной), чем эти претенденты, которые требуют того, что им не принадлежит… Они привнесли тиранию и агрессию среди вас. Если вы откажетесь (от нас) потому что не любите (нас) или не знаете наших прав, и ваше мнение теперь изменилось от того, что пришло к нам в ваших письмах, и [от того] что принесли ваши гонцы, – тогда я покину вас».
– Имам ал-Хусайн ибн Али,
(ат-Табари, История ат-Табари, 22-62)
Слова, обращённые к его сестре Зайнаб бинт ‘Али ибн Аби Талиб:
«Я только что видел во сне Посланника Бога, да благословит его Бог и дарует ему мир. Он сказал мне: ‘Ты пребудешь к нам’».
– Имам ал-Хусайн ибн Али,
(ат-Табари, История ат-Табари, 22-62)
Слова Имама, сказанные его сводному брату ал-Аббасу относительно врага
«Вернись к ним, если можешь, задержи их до утра и [убеди] их удержаться от нас в течение вечера. Тогда, возможно, мы сможем помолиться нашему Господу в течение ночи, чтобы воззвать к Нему и снискать Его прощения. Он знает, что я всегда любил Его ритуальную молитву, декламировать Его Книгу и помногу взывать к Нему, ища Его прощения».
– Имам ал-Хусайн ибн Али,
(ат-Табари, История ат-Табари, 22-62)
Слова Имама, сказанные его сподвижникам накануне битвы при Карбале
«Я не знаю последователей более верных и более добродетельных, чем моих последователей, и Дома более благочестивого и более сплочённого, чем мой Дом. Да воздаст Бог вам благом во имя меня. Поистине, я не думаю, что эти люди оставят нам ещё несколько дней. Я позволю вам оставить меня. Уходите все с прощением вашей клятвы (следования за мной), ибо не будет (далее) обязательства на вас от меня. Это ночь, [темнота которой] укроет вас».
– Имам ал-Хусайн ибн Али,
(ат-Табари, История ат-Табари, 22-62)
Семья и сподвижники Имама подтверждают свою верность
«Мы не оставим тебя, чтобы заставить себя продолжать жить после твоей смерти. Бог никогда не увидит, чтобы мы так поступили».
– Абд Аллах ибн Джафар
«Нет, клянусь Богом, мы не сделаем этого. Напротив, мы выкупим тебя своими жизнями, имуществом и семьями. Мы будем сражаться за тебя, пока не достигнем места твоего назначения. Пусть Бог сделает жизнь отвратительной (для нас) после твоей смерти».
– Сыновья Акила ибн Аби Талиба
«Клянусь Богом, если бы я знал, что я умру, потом воскресну, затем буду сожжён и снова воскресну, потом рассеюсь, и было бы сделано это со мной семьдесят раз, – я бы никогда не оставил тебя, пока бы не встретил свою смерть [борясь] во имя тебя. Как же я мог это сделать, когда возможна только одна смерть, являющаяся великим благословением, которое никогда не может быть отвергнуто».
– Муслим ибн Авсаджа
«Клянусь Богом, я предпочёл бы быть убитым, а потом вернуться к жизни, а потом быть убитым тысячу раз подобным образом, и чтобы таким образом Бог, могущественный и возвышенный, защитил твою жизнь и жизнь этих молодых людей твоего Дома».
– Зухайр ибн ал-Кайн
Имам возвращается в свою палатку и назначает своего сына Имама ‘Али Зайн ал-‘Абидина своим преемником
«Сын мой, ты наилучший и чистейший из моих детей. После меня ты станешь моим преемником и заместителем. Позаботься об этих женщинах и детях во время плена и тягот путешествия. Утешай их. Сын мой, донеси до моих друзей мой Салам (приветствие мира) и скажи им, что их Имам был убит вдали от своего дома и что они должны оплакивать меня».
– Имам ал-Хусайн ибн Али,
(Муна Х. Билграми, Победа Истины: Жизнь Зайнаб бинт Али, глава 6 англ.изд.)
Последнее предупреждение Имама к войску Омейядов
«Люди, прислушайтесь к моим словам и не торопитесь [напасть на меня], чтобы я мог напомнить вам о ваших обязанностях по отношению ко мне, и [сказав вам истинное положение вещей] я могу освободить себя от любой вины в [вашем нападении на меня]… Проследите моё происхождение и подумайте кто я. Затем оглянитесь на себя и упрекните себя. Подумайте, правильно ли с вашей стороны убить меня и посягнуть на честь моих женщин. Разве я не сын дочери вашего Пророка, опекуна его завещания и его двоюродного брата, первого из уверовавших в Бога, и человека, который [первым] уверовал в то, что Его Посланник, да благословит Бог его и его семью, принёс от своего Господа? Разве не Хамза, господин мучеников, мой дядя? Разве не Джафар, летающий в Раю, мой дядя? Разве вы не слышали слов Посланника Бога, да благословит Бог его и его семью, относительно меня и моего брата: “Это два покровителя юношей Рая?” Верите ли вы в то, что я говорю, а это правда, ибо, клянусь Богом, я никогда не говорил лжи с тех пор, как узнал, что Бог ненавидит людей, которые её говорят. Разве этого недостаточно вам, чтобы помешать вам пролить мою кровь?»
– Имам ал-Хусайн ибн Али,
(ат-Табари, История ат-Табари, 22-62)
«Вы сомневаетесь в том, что я сын дочери вашего Пророка. Клянусь Богом, нет сына Пророка среди вас и среди народов от Востока до Запада, кроме меня. Позор вам, вы требуете возмездия от меня за одного из ваших мёртвых, которого я убил, или за ваше имущество, которое я конфисковал, или за рану, которую я нанёс?».
– Имам ал-Хусайн ибн Али,
(ат-Табари, История ат-Табари, 22-62)
Молитва Имама к Богу при приближении омейядской конницы
«Боже, на Тебя я уповаю в горе. Ты – моя надежда среди всего насилия. Ты – моё доверие и опора во всём, что происходит со мной, [не важно] насколько сердце может казаться ослабленным в этом, обман может уменьшить мою надежду в этом, друг может меня оставить в этом, а враг может радоваться в этом. Это приходит ко мне по Твоей воле, и когда я жалуюсь Тебе об этом, это из-за моего желания к Тебе, Тебе одному».
– Имам ал-Хусайн ибн Али,
(ат-Табари, История ат-Табари, 22-62)
Жертва Имамов
Битва при Карбале является главным примером того, как Имамы жертвовали своими жизнями, отстаивая истину, защищая справедливость и выполняя свой священный мандат хранителей этики ислама. Это показывает, как институт Имамата является не только духовным институтом, но имеет и миссию установления социальной справедливости и равенства в мире. Имам ал-Хусайн и его семья отдали свои жизни ради этой миссии. И каждый Имам Времени совершает эту жертву в различных формах.
Жертва Имамов приводится и предсказывается в кораническом повествовании о том, как Хазрат Ибрахим по велению Бога приносит в жертву своего сына Исмаила. Эта история является лишь аллегорией, а её реальный смысл относится к миссии святых Имамов, которые происходят все из потомства Мавлана Исмаила ибн Ибрахима. Далее Коране говорит об Исмаиле следующее:
«Мы выкупили его великой жертвой (зибхин азим). И мы оставили это среди последующих поколений».
– Священный Коран [37:107-108]
Вопреки экзотерической интерпретации, которая гласит, что Исмаил был заменён бараном, истинный смысл этого стиха в том, что Бог выкупил физическую жертву духовной жертвой Имамов, которая возобновляется в каждом поколении Имамом Времени, происходящим от Мавлана Исмаила ибн Ибрахима. Есть и другие бесчисленные примеры того, как исмаилитские Имамы жертвовали своими жизнями ради сохранения ислама, защиты своей общины или отстаивания истины.
Одно из самых трагических событий в истории исмаилитов-низаритов произошло в 1256 году, когда монголы устроили резню тысяч низаритов во время своего вторжения в Персию. Пощады не было даже женщинам и детям, поскольку Чингисхан приказал, чтобы даже младенцы в колыбелях были убиты. Во время этой резни Имам Времени низаритов Мавлана Рукн ад-Дин Хайршах и большая часть его семьи были жестоко убиты монгольским войском. Следующий Имам, Мавлана Шамс ад-Дин Мухаммад, был тайно отправлен в Тебриз, и тем самым родословная исмаилитских низаритских Имамов была продолжена. Позже Мавлана Шамс ад-Дин назовёт монгольскую резню низаритов и завоевание Аламута «заключительным Карбала»:
«Пусть не останется это скрытым от всех рабов, как Мавлана Али и Мавлана Хусайн (да будет мир над ними) сказали, “Мы должны будем пройти через Джабалистан (т.е. Гилан) и Дайлам, который и станет последним Карбала. Дворец Цезаря и крепость Аламут [будут доведены до такого состояния], что если бы их отдали даже бедной старухе, она бы их не приняла”. Всё это свершилось и было увидено людьми мира».
– Имам Шамс ад-Дин Мухаммад,
(цит. у Вирани, Исмаилиты в средние века, 53 / англ.изд.)
Когда 11 июля 1957 года Мавлана Хазир Имам, Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV, вступил на престол имамата, он смело заявил, что он посвящает всю свою жизнь и существование служению своим последователям и исламскому миру:
«Я посвятил свою жизнь подъёму и прогрессу исмаилитов по всему миру, и я молюсь за всё ваше счастье и успех».
– Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV,
(Вилли Фрискауер, Ага-Ханы, 217 / англ.изд.)
«Мой дед посвятил свою жизнь имамату и исламу, оба из которых были на первом месте и превыше всех других соображений. Хотя я был готов к тому, что однажды меня могут назначить Ага Ханом, я не ожидал, что это произойдёт так скоро. Я следую великому человеку в великой ответственности, и он не мог оказать мне большей чести, чем завещать мне это духовное руководство. Моя жизнь, как его, будет посвящена служению моим последователям».
– Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV
В откровенном интервью, данном в 1969 году, Мавлана Шах Карим ал-Хусайни описывает борьбу, которую он испытывает в выполнении миссии имамата. И тем не менее, он утверждает, что «ответственность – бремя, которое мы любим»:
«Я едва нахожу время подумать о себе. У меня есть мои моменты усталости, беспокойства, но без чувства забвения. Я предельно занят. Я должен взвешивать, рассматривать, пытаться принимать мудрое решение. Но с моими советниками я избегаю изоляции. “Ответственность – бремя, которое мы любим”. Я получил от моего деда обязанности, которые являются тяжелыми, но не обременительными. Это не бремя. Это удовольствие – посвятить себя (de se consacrer = “to sacrifice oneself” – “жертвовать себя”) такой общине, работе для людей. Обязанности являются бременем, которое мы любим носить».
– Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV,
(Интервью журнала Elle с Полом Джиэнноли, «Тайна Ага-Хана», 20 августа 1969 г.) http://www.nanowisdoms.org/nwblog/1527/
Хотя мученичество Имама ал-Хусайна произошло тринадцать сотен лет назад, дух и смысл его жертвы обновляется каждым Имамом в его потомстве – включая Имама Шах Карима ал-Хусайни, Нынешнего и Здравствующего Имама (ал-имам ал-хазир ал-мавджуд). Среди наиболее выдающихся проявлений жертвы нынешнего Имама является его неустанная работа через Организацию Ага-Хана по развитию (AKDN), которая стремится повысить качество жизни и достоинства для всех людей на планете. В этом смысле Имам Шах Карим ал-Хусайни продолжает ту же миссию, что и его предок Имам ал-Хусайн – миссию, которую будет выполнять каждым Имам из рода Хусайни до скончания времён:
«Мы, Имамы, происходящие от Имама ал-Хусайна, – присутствуем до сегодняшнего дня и мы останемся до Воскресения (киямат) и даже после Воскресения (киямат)».
– Имам Ага Шах Али Шах Ага-Хан II,
(Обращение, сделанное в Бомбее, 1878 г.)
Вечно Живой Имам
«О люди, примите это изречение Последнего из Пророков, что тот, кто умирает из числа нас – не умер, и тот, кто распадается (плотью) из числа нас – не распадается».
– Имам Али Ибн Аби Талиб,
(Нахдж ул-Балага – «Путь красноречия», пер. Сйед Али Реза, Хутба 87, 217-218)
Хотя смерть Имама ал-Хусайна была крайне трагичной и полностью противоречила всем принципам добра и справедливости, истинный верующий должен помнить, что с духовной точки зрения Имам в действительности никогда не может быть убит. Коран применяет этот взгляд на историческое распятие Иисуса (ас), когда заявляет, что «они не убили его и не распяли, а это только показалось им» (Коран 4:157). Подобным образом, ‘исторический’ Имам живёт и умирает в царстве природы или мира (дунья), но ‘вечный’ Имам всегда присутствует в царстве Веры (дин). Вот почему, например, мусульмане-исмаилиты помня и почитая смерть Имама ал-Хусайна, не выполняют формальный траур. Коран подтверждает эту реальность, когда говорит:
«Не думайте о тех, которые были убиты на пути Бога, [что] они мертвы. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Бог даровал им по Своей милости».
– Священный Коран [3:169-170]
Имамы вечно живы в трёх отношениях. В одном отношении имамат продолжается через назначенного преемника, который является следующим Имамом, поэтому Имам как таковой всегда присутствует на земле. В другом отношении чистая душа умершего Имама остается вечно живой в Раю и в Божественном присутствии. По этой причине Исмаилитский Ду’а включает в себя заступнические мольбы именами всех Имамов прошлого. В-третьих, Нур имамата – известный как Всеобщий Разум, Первое созданное существо, Слово (Logos) или Свет Мухаммада, Вечный Имам, который проявляется через душу и тело каждого наследного Имама – вечен, совершенен, неизменен и иным образом не подвержен влиянию событий физического царства или мира. Поэтому Имам остаётся вечно живым – исторически (как его преемник-Имам), духовно (как чистая душа) и онтологически (как Нур имамата).
«Вы должны быть уверены, что Нур Мавлана Муртаза ‘Али во мне и присутствует перед вами. Мы, Имамы, меняем физическое тело в этом мире, но наш Нур вечен и происходит с самого начала. Поэтому вы должны принимать его как один Нур. Трон имамата Мавлана Муртаза ‘Али продолжает [существовать] и он останется до Дня Суда».
– Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III,
(Бомбей, 8 сентября 1885 г., цит. у Мишеля Боивин в Le Renovation du Shiisme Ismailien en Inde et au Pakistan, 197-98 / франц.изд.)
«Сегодня мы несём эту власть и силу Имама ал-Хусайна, потому что мы и есть Имам ал-Хусайн. Вы можете видеть, что сегодня мы несём эту власть и силу повсюду, куда бы мы ни пошли, потому что мы – законные Имамы. Мы ничего не боимся».
– Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III,
(Кач Нагалпур, 28 ноября 1903 г., цит. у Мишеля Боивин в Le Renovation du Shiisme Ismailien en Inde et au Pakistan, 197-98 / франц.изд.)
Траур по Ма’рифату: Та’вил Карбалы
«В Карбале было много разных людей, и среди них были те, кто признавал и принимал Имама ал-Хусайна как своего Имама… Шимр, поклоняющийся Богу, который утверждал, что он был рабом Божьим, также мучил Имама ал-Хусайна. Шимр думал, что Имам был обычным человеком, как и он сам».
– Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III,
(Бомбей, 17 октября 1885 г.)
Сообщается, что Имам Султан Мухаммад Шах Ага Хан III (да будет мир над ним) поручил своим муридам, мусульманам исмаилитам-низаритам, не скорбеть о физической смерти Имама ал-Хусайна, плача или ударяя себя, но вместо этого признать живого Имама и «скорбеть по ма’рифату» – то есть, скорбеть по ма’рифату Имама Времени.
Как ранее было объяснено, ма’рифат (англ.: gnosis / рус.: познание) относится к врождённому духовному познанию таухида (единства Бога), который находится в глубине каждой человеческой души – со дня коранического Аласту, когда все человеческие души свидетельствовали о Боге (Коран 7:172). Ученик (мурид) мусульманин-шиит ищет этот ма’рифат (познание) таухида – познания Бога – через ма’рифат Имама:
Имам ал-Хусайн обратился к своим сподвижникам: «Бог, да прославится Его упоминание, не сотворил рабов иначе, как для того, чтобы они знали Его, и, зная Его, поклонялись Ему, и поклоняясь Ему, были довольны только поклонением Ему, и никогда не находили довольства в поклонении иному, кроме Него». И человек сказал ему: «О Сын Пророка, да будут мои отец и мать приведены в жертву тебе. Что такое ма’рифат Бога?». Имам сказал: «Ма’рифат – это когда люди каждого времени имеют своего Имама, повиновение которому обязательно».
(Шейх Садук, Илал аш-Шара’и, том 1, 19)
«Каждый должен познать Бога посредством познания меня, так как человек становится познавшим (‘ариф) через мой ма’рифат (познание) и становится единобожником (муваххид) через мой таухид. Тогда реальность ма’рифата, союза (иттихад) и единства (вахдат) полностью воплощаются в жизнь, и реальность поклонения становится очевидной».
– Имам Хасан ала-зикрихи ас-салам,
(Насир ад-Дин Туси, Созерцание и действие, 44)
Остаётся вопрос, каким образом человеческая душа достигает ма’рифата? Ответ на это дан Имамом Али ибн Аби Талибом в его проповеди:
«Он не сделал умы (‘укул) способными определять [пределы] Его качеств, но Он и не сокрыл умы от обязанности познания (ма’рифат) Его».
– Имам Али ибн Аби Талиб,
(«Нахдж ул-Балага», Хутба 49)
Приведённые выше слова Имама рисуют прямую связь между человеческим интеллектом (‘акл) и ма’рифатом. Согласно учениям шиитских Имамов, интеллект – это нечто большее, чем способность к рациональному мышлению или дискурсивному рассуждению. ‘Акл – это, по сути, духовная способность непосредственного постижения, при которой интеллект сразу же схватывает объект познания и становится единым с ним в акте размышления. Это отличается от рациональной или дискурсивной способности, которая действует во времени и использует логику и рассуждения, чтобы шаг за шагом прийти к умозаключению. В то время как рациональная способность приходит к представлению (тасаввур) известного объекта, интеллект (‘акл) воспринимает вещи как они есть, как вневременное и непосредственное присутствие. Интеллект является высшим органом познания человека, способный достичь ма’рифата, в то время как разум может дать лишь концептуальное представление о таком знании.
Ма’рифат Имама может быть достигнут только посредством актуализации интеллекта (‘акл). Это потому, что интеллект (‘акл) каждого человека является лучом Нура имамата – Всеобщего Разума (ал-‘акл ал-кулл). Как Мавлана Хазир Имам публично сказал:
«Божественный Интеллект, ‘Акл-и Кулл, одновременно и превосходит человеческий интеллект, и информирует [его]».
– Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV,
(Инагурационная Речь в Университете Ага Хана, 1985г.)
Имам Времени – это проявление (мазхар) Всеобщего Разума в физическом мире, а полностью актуализированный человеческий интеллект (‘акл) является проявлением Всеобщего Разума в сердце (центре разумной души). Таким образом, «внешний Имам» в мире параллелен человеческому интеллекту (‘акл), который можно назвать «внутренним Имамом» собственной души:
«Имам внутри (каждого человека) – это каждый индивидуальный интеллект, такой интеллект является излучением внешнего Имама; ибо шииты, посвящённые Имамов, были созданы из лучей их света, а свет пропорционален источнику света».
– Шейх Карим-Хан Кирмани,
(Анри Корбен, Храм и созерцание, 46)
Здесь кроется эзотерический смысл события в Карбале и объяснение того, почему Имам Султан Мухаммад Шах дал указание своим джама’атам «скорбеть по ма’рифату». Все человеческие души обладают ма’рифатом в самой сущности своего бытия, но практически этот ма’рифат бездействует и не реализован. Настоящее положение Имама ал-Хусайна может быть познано только через ма’рифат интеллекта (‘акл) – внутреннего Имама. Те, кто убивал и выступал против Имама ал-Хусайна, делали это потому, что им не хватало этого ма’рифата, – из-за того, что их собственные интеллекты были бездействующими, а сердца их были больными. Поскольку у них не было связи со своим «внутренним Имамом», они не могли познать Имама ал-Хусайна, «внешнего Имама». Подобно тому, как Имаму Времени противостоит Противник в физическом мире, в личном мире души также существует внутренний Иблис, который противостоит человеческому интеллекту. Этот внутренний Иблис называется хава (каприз, прихоть), плотская душа или «душа, повелевающая зло» (нафс ал-аммара) (см. Коран 12:53). Реза Шах Каземи обобщая учение Имама Али Ибн Аби Талиба по этому вопросу, пишет о внутренней борьбе между ал-‘акл и ал-хава:
«Это вытекает из метафоры, данной Имамом для определения борьбы: ал-ʿакл (интеллект) является лидером сил ар-Рахмана (Милостивого); ал-хава (прихоть, каприз, желание) повелевает силами аш-шайтана (дьявола); ал-нафс (душа) колеблется между ними, подвержена влечению обоих и подпадает под влияние того из двух, кто одержит верх».
– Реза Шах Каземи,
(Справедливость и поминание: Введение в духовность Имама ‘Али, 40 / англ.изд.)
Битва при Карбале внешне представляет собой внутреннюю борьбу, которая происходит в каждый момент в душе человека между интеллектом и капризом. Имам ал-Хусайн и его сподвижники символизируют интеллект и связанные с ним достоинства, в то время как Язид и его приспешники символизируют каприз (хава) и его пороки. Анри Корбен красноречиво объясняет этот символизм следующим образом:
«Внутри каждого человеке есть Имам Хусайн: его интеллект, божественное великолепие которого – это свет, исходящий от Имама. Но этот внутренний Имам окружён врагами, и это все силы плотской души, которые выходят из тени врагов Имама. Внутри каждого человека разворачивается трагедия Карбалы. В Карбале его сердца может случиться так, что силы плотской души убивают интеллект и ангельских спутников, которые помогают ему, и искореняют все их следы из сердца человека. Тогда, действительно, в каждом из нас, слово в слово, совершается та’вил трагедии Карбалы».
– Анри Корбен,
(Храм и созерцание, 46 / англ.изд.)
Таким образом, события ‘Ашуры и Карбалы происходят в душе каждого человека. Интеллект отвечает за такие качества, как сострадание, любовь, красота, доброта, щедрость и мудрость, в то время как хава является источником жадности, похоти, страха, желания и, более всего, гордости и эгоизма. Если интеллект человека подавлен плотской душой или хава, то у него не будет ма’рифата Имама. Если эго и страх преобладают над нашим любящим состраданием и мудростью, значит внутренний Имам был убит и Карбала повторилась. Это становится поводом для истинного траура – траура по этому ма’рифату, который был забыт из-за духовного упадка. Воистину, это та’вил Карбалы и та’вил траура по Имаму ал-Хусайну.
Исмаилитский Флаг: Воспоминание Карбалы
«… в один праздничный день, когда два ребёнка – Имамы Хасан и Хусайн – попросили своего деда, Пророка, дать им новую одежду в подарок, два одеяния снизошли с неба. Одеяния были белыми, но два мальчика заявили, что они не будут удовлетворены, пока одеяния не будут окрашены в цвета, которые они хотели. Хасан попросил, чтобы его одежда была зелёной как изумруд, в то время как Хусайн хотел цвет, похожий на красный гиацинт. Это было осуществлено посредством ангела Джабраила, ангела откровения. Но пока Пророк радовался, ангел пролил слёзы; и когда Пророк спросил у него причину, он не мог не сообщить о судьбе, которая ожидает двух молодых Имамов в этом мире. Хасан погибнет через отравление ядом, Хусайн будет убит».
– Анри Корбен,
(Храм и созерцание, 43 / англ.изд.)
Мусульманская исмаилитская низаритская община во главе с Мавлана Шах Каримом ал-Хусайни – нынешним (хазир) и сорок девятым наследным Имамом в прямом происхождении от Имама ал-Хусайна, непрерывно является свидетелем событий ‘Ашуры и Карбалы. Об этом свидетельствует официальный Исмаилитский Флаг, – поднятый на различных зданиях и сооружениях, где бывает Нынешний Имам. Сюда же относится и частный самолёт Имама, который можно сравнить с Дулдулом, знаменитым конём Имама ‘Али Ибн Аби Талиба в современную эпоху. Как и сподвижники Имама ал-Хусайна в прошлом, мусульмане исмаилиты сегодня поддерживают дух Карбалы, посвящая и жертвуя свои жизни в служении Имаму Времени, общине и человечеству в целом.
В связи с этим мы завершаем этот пост величественными словами Имама Султана Мухаммад Шаха, в которых он объясняет значение красного и зелёного цветов Исмаилитского флага в своём письме Доктору Пир Мухаммаду Худбою. Как объясняет Имам ниже, зелёный цвет символизирует Пророка Мухаммада, Пир Имама ал-Хасана и пост Пира (верховного худжжата Имама), в то время как красный цвет обозначает Имама ‘Али, Имама ал-Хусайна и пост Имама. Интересно, что цвета красного и зелёного также выделялись, когда Имам Султан Мухаммад Шах принял имамат в Бомбее в 1885 году, – там Имам, одетый в красный наряд, сидел на зелёной подушке.
«В ответ на ваше письмо от 8-го октября, – цвета нашей семьи, как вы знаете, это красный и зелёный. Причина в том, что мы представляем оба (института) – Шаха [Имама] и Пира. Шахом был Хусайн, а Пиром был Хасан. У Хасана был зелёный цвет Пира, но мученичество Хусайна было настолько грандиозным событием и настолько противоречащим даже самым маленьким законам войны, что цвет его святой крови, а именно красный, был принят вместе с зелёным цветом флага Пророка, как сувенир и воспоминание о том страшном дне».
– Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III,
(Письмо доктору Пир Мухаммаду Худбою, 16 октября 1954 г.)
ПРИМЕЧАНИЯ: Исмаилиты низариты не включают имя ал-Хасана ибн Али в список своих Имамов, что привело некоторых людей к выводу, что ал-Хасан не признаётся Имамом в низаритском богословии. На самом деле ал-Хасан ибн Али считается Имамом у низаритов, но с небольшим отличием: ал-Хасан понимается как Доверенный Имам или Имам-попечитель (ал-имам ал-муставда), в отличие от Постоянного Имама (ал-имам ал-мустакарр); последнее положение принадлежит его брату ал-Хусайну ибн Али. Список низаритских Имамов включает имена только Постоянных Имамов, но не Доверенных Имамов. Разница между Доверенным Имамом и Постоянным Имамом заключается в том, что Доверенный Имам – это человек вне генеалогической линии Имамов, который занимает положение и власть Имама на временный период, и имамат не переходит к потомкам Доверенного Имама на постоянной основе. Постоянный Имам – это наследный Имам, который наследует имамат от своих предков и передает его своим потомкам. Доверенный Имам назначается только в особых обстоятельствах и обычно является братом или двоюродным братом Постоянного Имама. Когда есть Доверенный Имам, Постоянный Имам остаётся молчащим (самит), хотя он является источником власти (амр) Доверенного Имама, который действует от его имени. Таким образом, Имам ал-Хасан был Доверенным Имамом, поскольку он обладал властью и положением имамата после Хазрата Али, а затем завещал его своему брату, Имаму ал-Хусайну, который затем передал имамат в своё потомство. Более подробно см. Ш. Вирани, Исмаилиты в средние века, стр. 83-85 англ.изд. В низаритском исмаилизме ал-Хасан ибн Али также имеет ранг Пира или верховного худжжата, который в исмаилитской иерархии (худуд) уступает только самому Имаму. Это привело к тому, что некоторые путают положения Доверенного Имама и Пира или просто отрицают то, что ал-Хасан был Имамом вообще. Но в действительности ал-Хасан был как Доверенным Имамом, так и Пиром (верховным худжжатом), и, возможно, именно поэтому в исмаилитских низаритских гинанах, Асал Ду’а (Старый Ду’а) и фарманах Имама Султана Мухаммад Шаха ал-Хасана именуется как ‘Пир Имам Хасан’.
ИЗОБРАЖЕНИЯ: Карбала в художественных произведениях из http://www.qul.org.au/islamic-occasions/events-of-karbala/39-karbala-in-pictures
www.ismailignosis.com
Оставить комментарий