Здесь будут рассмотрены экзотерика (захир), эзотерика (батин) и реальность (хакикат) молитвы (салах) и их связь с ритуалами шари’ата, практиками тариката и реалиями (хака’ик) универсальной духовности. В частности, будут подробно рассмотрены эзотерические отношения между формальным Салах и исмаилитским Ду’а.
После вилаята самым важным столпом ислама является молитва (салах). Молитва была предписана верующим для их собственной духовной пользы. По словам Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его): “Молитва – это ми’радж верующего”.
Слово салах может происходить от корня васалах (“соединить, прибыть”). Сайидна Насир Хусрав объясняет, что слово салах означает “следовать”, поскольку слово ‘мусалли‘ относится к лошади, которая следует за своим вожаком или лидером (сабик). Оба этих значения становятся актуальными при объяснении эзотерического смысла (батин) салаха.
Коран использует термин салах в самых разных контекстах (молитвы верующих, молитвы Пророка, благословения Пророка, благословение Бога и Его ангелов и т. д.), и слово салах (во мн. ч. ‘салават’) в Коране ещё не имеет того конкретного значения ежедневного ритуального Салах (см. ниже), практикуемого мусульманами сегодня.
Салах: Экзотерическая молитва (захири салах)
Экзотерическое измерение (захир) молитвы называется Салах (обратите внимание на заглавную букву «с») или намаз (перс.) – и это ежедневная ритуальная молитва, которую практикует большинство мусульман в настоящее время. Этот Салах состоит из следующих этапов:
1) такбир (прославление)
2) киям (стояние)
3) кира’ат (чтение суры Фатиха и другой суры)
4) руку‘ (поясной поклон)
5) суджуд (земной поклон)
6) ташаххуд (свидетельство)
7) салам (приветствие)
Эта экзотерическая молитва, Салах, осуществляется в направлении экзотерической киблы – Каабы в Мекке. Целью этих телесных жестов является ‘ибадат – поклонение или рабство Богу.
Согласно шариату, в интерпретации большинства мусульманских правовых школ (включая Фатимидское исмаилитское право, закрепленное в Да’а’им ал-Ислам), – есть пять времён для Салаха или намаза: фаджр (перед рассветом), зухр (полдень), аср (после полудня), магриб (после заката) и иша (ночью). Основным соборным Салах в течение недели является пятничный Салах (джума-намаз), в котором молитвы зухр (полуденная) аср (послеполуденная) часто объединяются.
В Салах основной акцент делается на исполнении вышеупомянутых действий, в которых имеется полное единообразие среди поклоняющихся. Вопрос о том, какие именно коранические суры читаются, варьируется от человека к человеку – нет чёткой программы прочтения определенных сур (хотя есть рекомендуемые суры). Но в отношении телесных действий при Салах различий нет, потому что Салах, как экзотерическая молитва, является поклонением, совершаемым в первую очередь физическим телом.
Та’вил (эзотерическое толкование) салаха
В свой ранний период Шиитский исмаилитский тарикат ислама был известен просто как Да’ват – слово, означающее “призыв”, “зов” или “созыв”. Исмаилитский путь ислама определял себя как путь, который “призывает” человечество к познанию таухида, абсолютного единства Бога, посредством познания Имама. Именно Имаму принадлежит важнейшая роль призыва человеческих душ к таухиду, как заявлено на Фатимидской монете:
«Имам Ма’ад [ал-Му’изз] призывает к таухиду Бога, Абсолютного».
Признать вилаят Имама и воздать ему свой бай’ат – значит “ответить” на “Призыв” (Да’ват) и начать духовный путь к познанию таухида. Духовный путь внутри Да’вата включает в себя много уровней посвящения, очищения и реализации вплоть до познания таухида. Именно в таком контексте мы сейчас перейдём к та’вилу и батину Салаха.
Сайидна Кади ан-Ну’ман в своем Асас ат-Та’вил объясняет эзотерическое толкование Салаха следующим образом:
«Внешнее (захир) благословение салата заключается в его внешнем совершении, включая все его коленопреклонения и земные поклоны, обязательные и допустимые [компоненты]. Соответственно, скрытое (батин) благословение заключается в [признании] Призыва Истины (да’ват ал-хакк) в каждом поколении, днём и ночью, как это делается в совершении видимого [внешнего] салата. В [признании] Да’вата есть благо для этой жизни и последующей и благо для поклоняющегося. Посланник Бога, Божье благословение и мир да будут над ним, сказал: “Я получаю удовольствие от молитвы”, имея ввиду в её захир и батин».
– Сайидна Кади ан-Ну’ман
(Та’вил ад-Да’а’им, Том 1, стр. 176 ориг.изд.)
Таким образом, ритуал Салах является внешним символом (масал) Да’вата, который является его внутренним смыслом (батин). Потому Сайидна Насир-и Хусрав пишет, что: “Та’вилом Салаха является Да’ват”. Д-р Фарук Топан описывает взаимоотношения между Салах и Да’ват следующим образом:
«Салах был сделан обязательным для всех мусульман, так как это один из источников, через которые Бог изливает свои щедроты на людей. Однако, согласно Корану (31:20), человечество получает Божьи щедроты как в царстве ‘видимого’ (захир), так и ‘невидимого’ (батин). Салах охватывает оба. Его тексты, жесты и даже каноны представляют собой ‘видимое’. С другой стороны, щедроты в области ‘скрытого’, эзотерического и ‘невидимого’ относятся к принципам исмаилитского тариката (пути) и его практике. Щедроты в этой области передаются через институт Да’вата, организацию, основной целью которой было ‘призвать’ или ‘пригласить’ отдельных людей к пониманию внутреннего смысла веры. Как на более широком уровне все мусульмане призываются к молитве через азан, так и в более ограниченном смысле Да’ват призывает определенных людей и побуждает их получить эзотерическое знание тариката».
– Доктор Фарук Топан,
(«Swahili and Ismaili Perceptions of Salat», опубликовано в работе «Исламская молитва сквозь Индийский океан», Дэвид Дж. Паркин, С. Стивен Хедли, стр. 108 англ.изд.)
Это также означает, что каждая из семи стадий в Салах символизирует один из этапов посвящения в Да’ват. Это подтверждается этимологией слова салах, которое означает “следовать”. Таким образом, эзотерический смысл салаха – это “следовать” за Да’ватом Пророков и Имамов. Каждый этап салаха имеет та’вили смысл, который соответствует батини реальности в Да’вате:
1) Та’вил такбира – это воздать бай’ат и заключить завет (ахд, мисак) с Имамом Времени. Во время такбира поклоняющийся молчит и поднимает руки к ушам. Это символизирует тот факт, что когда мурид воздаёт бай’ат Имаму, он обязуется “слушаться и повиноваться” Имаму. Покойный Шейх Мартин Лингс объяснил это с суфийской точки зрения:
«В такбире, который открывает Салах, рука, приложенная к уху, – это ритуальное исполнение слов “мы слушаемся и повинуемся”, которые соответствуют кораническому принципу (2:285). Рука здесь символизирует свободу воли, которой из всех земных существ наделён только человек и которая делает его способным к осознанному послушанию, в отличие от животных, которые обязаны следовать своим инстинктам».
– Мартин Лингс,
(«Возвращение к Духу«, стр. 167 англ.изд.)
2) Та’вил кияма (стояния) заключается в том, что мурид стоит на своём обещании в завете (мисак) с Имамом.
3) Та’вил кира’ата (декламации) заключается в том, что мурид слушает наполненные мудростью речи да’и. Само прочтение коранических сур – это танзил (экзотерическое откровение) Корана, а проповедь да’и содержит та’вил (экзотерическое откровение) Корана.
4) Та’вил руку‘ (поясного поклона) – это признание муридом личности Бāб (человека, который служит “доказательством” или “вратами”) Имама в Малом цикле и признание Бāб Провозглашающего Пророка (натик) в Большом цикле.
5) Та’вил суджуда (земного поклона) – это признание муридом Имама в Малом цикле и Провозглашающего Пророка (натик) в Большом цикле.
6) Та’вил ташаххуда (свидетельства) заключается в признании да’и, который призывает к признанию Имама.
7) Та’вил салама (когда поклоняющийся поворачивается вправо и влево и приветствует тех, кто рядом с ним) заключается в том, что мурид теперь достиг знания и мудрости, чтобы говорить и обучать других в Да’вате.
Каждый этап Да’вата является частью гностического или психического поклонения (‘ибадат илмийя ва нафсийя), которое даёт жизнь и смысл телесному или практическому поклонению (‘ибадат амалийя) Салаха. Семь стадий Салаха вместе символизируют Малый цикл Семи Имамов, посредством которых Да’ват поддерживается в каждый век. Подобно тому, как Салах совершается в направлении экзотерической киблы, мурид путешествует по этапам Да’вата в направлении эзотерической киблы – как изложил Сайидна Насир Хусрав:
«Внешний смысл ритуальной молитвы – это поклонение Богу телом, направляясь к кибле тел, которой является Кааба, дом Божий (возвышен Он) в Мекке. Эзотерическое толкование (та’вил-и батин) ритуальной молитвы – это поклонение Богу разумной душой, обращающейся в поиске знания Книги и закона (шариат) в сторону киблы духов, которая является Домом Бога, в котором пребывает Божье знание – Имам Истины».
– Сайидна Насир-и Хусрав,
(«Между разумом и откровением», стр. 272 англ.изд.)
Пять времён Салаха, предписанные в шариате, также имеют эзотерический смысл. Поскольку Салах как таковой символизирует Да’ват, пять времён молитвы символизируют пять Да’ватов пяти великих Глаголющих Пророков (натиков) Бога, которые предшествовали Пророку Мухаммаду: Адама, Ноя, Авраама, Моисея и Иисуса (мир да пребудет над ними). Пророк Мухаммад определил пять ежедневных времени для Салах как аллюзию или символ их соотвествующих Да’ватов. Всякий раз, когда Пророку или Имаму в Коране повелевается “установить Салах” (акиму’л-салат), внутренний смысл означает “установить Да’ват Истинной Религии”. Сайидна Джафар ибн Мансур ал-Яман объясняет:
«Пятеро [Натиков] установили Да’ват для Шестого Натика (Пророка Мухаммада), печати Посланников, последнего из Пророков, потому что после него не будет появляться пророк или посланник, как он сказал своему васи: ‘Али для меня – как Аарон для Моисея, за исключением того, что после меня не будет пророка’. Поэтому они ссылаются на него и распространяют благую весть о нём, и поэтому обязанность молитвы была предписана пять раз каждый день и ночь. В своей истинной реальности салат является Да’ватом».
– Сайидна Джафар ибн Мансур ал-Яман,
(«Та’вил аз-Закат», 69-70 ориг.изд.)
Ду’а: Эзотерическая молитва (батини салах)
Слово ду’а означает просто “взывание” или “моление” и может относиться к любой неформальной или личной молитве. Однако в данном контексте слово Ду’а относится к ежедневной ритуальной молитве Шиитского исмаилитского тариката ислама. Чтобы понять контекст и природу исмаилитского Ду’а и почему он отличается от экзотерического Салах, необходимо помнить, что жесты и действия Салаха символизируют этапы посвящения в Да’ват.
Исмаилитский тарикат – это эзотерическая ветвь ислама, и поэтому его ритуальные практики относятся к батини сфере тариката, в отличие от захири сферы шариата. Наиболее очевидно это проявляется в структуре исмаилитского Ду’а.
Исмаилитский Ду’а состоит из шести частей. Каждая часть содержит коранический стих (или стихи), мольбу (ду’а), подтверждение (исбат) Имама Времени и земной поклон (суджуд). Общий смысл исмаилитского Ду’а можно понять, просто обратив внимание на темы и порядок аятов Корана, читаемых в шести частях.
Часть 1: Сура ал-Фатиха – основной темой которой является ‘ибадат (поклонение) Богу.
Часть 2: Сура ан-Ниса (4:59 – “О те, которые уверовали! Повинуйтесь Богу, и повинуйтесь Посланнику и Обладателям власти среди вас”) и сура Йасин (36:12 – “и всякую вещь Мы сочли в Очевидном Имаме”) – основной темой является повиновение (та’ат) Божьим представителям.
Часть 3: Сура ал-Ма’ида (5:67 – “О Посланник, донеси то, что ниспослано тебе от твоего Господа…”), основной темой является донесение (таблиг) имамата.
Часть 4: Сура ал-Фатх (48:10 – “Воистину, те, которые воздают бай’ат тебе (Мухаммад), воздают бай’ат Самому Богу…”), основная тема – бай’ат/мисак (договор, клятва верности, завет).
Часть 5: Сура ал-Анфал (8:27 – “О те, которые уверовали, не предавайте Аллаха и Его Посланника, и не предавайте доверенное (аманат) вам, в то время как вы знаете”), основная тема которой верность (аманат).
Часть 6: Сура ал-Ихлас (112 – “Скажи: Он – Аллах, единый. Аллах – самодостаточный. Не родил и не был рождён. И нет никого подобного Ему”), основная тема которой явялется познание (ма’рифат) таухида.
Основываясь на стихах Корана, приведённых в каждой части, акт чтения исмаилитского Ду’а является символическим путешествием по этапам Исмаилитского Да’вата:
1. В первой части поклоняющийся признает атрибуты Бога, такие как милосердие, сострадание, господство и полновластие, и вступает в поклонение (‘ибадат) Богу.
2. Во второй части, после утверждения необходимости поклонения Богу, поклоняющийся признает, что Бог установил Очевидного Имама как Обладателя власти (улу’л-амр) и что поклонение может иметь место только посредством повиновения (та’ат) Богу, Пророку и Имамам.
3. В третьей части поклоняющийся признает личность Имама посредством донесения (таблиг) насса – что впервые было открыто в Гадир ал-Хумм.
4. В четвертой части, после установления личности Имама, поклоняющийся заключает завет (мисак) с Имамом через акт бай’ата и становится муридом и духовным чадом Имама.
5. В пятой части мурид подтверждает, что будет стоять на своем бай’ате и выполнять то, о чем заключил завет (аманат) с Имамом. Во время тихого зикра ‘Йа Али Йа Мухаммад’ в середине пятой части мурид созерцает и постигает познание (ма’рифат) Натика и Асаса, и Имама и его Бāб. Конец этого зикра, начинающийся с восклицанием ‘Йа Имами’з-Заман’ (О Имам Времени) – представляет собой момент (вакт) познания (ма’рифат) Имама, за которым следует провозглашение истинной реальности (хакикат) Имама.
6. В шестой части, после познания Имама в его реальности, мурид достигает познания (ма’рифат) таухида, абсолютного единства Бога, представленного в суре ал-Ихлас.
Исмаилитский Ду’а охватывает этапы исмаилитского Да’вата. На самом деле, два слова ду’а и да’ва происходят от одного и того же арабского корня (дал-‘айн-вав), который означает призвать, пригласить, воззвать и т.д. Этот исмаилитский Ду’а является практической или воплощенной формой “Призыва” (Да’ват) Имама к его муридам и обобщает суть исмаилитского тариката ислама. Читать этот Ду’а значит ответить на этот Да’ват и символически путешествовать по всем его этапам.
Если вспомнить, что та’вил Салаха – это Да’ват, и что исмаилитский Ду’а на самом деле воплощает в себе Да’ват, то становистя ясно, что исмаилитский Ду’а сам является та’вилом Салаха. В прошлом Да’ват существовал через институт обладателей ранга в религии (худуд ад-дин), а в наше время Да’ват существует в практической и воплощенной форме через обряды и ритуалы исмаилитского тариката и, в частности, через исмаилитский Ду’а. Подводя итог вышесказанному, исмаилитский Ду’а батини тариката является практическим та’вилом (т.е. живой и воплощенный та’вил) Салаха захири шариата.
Таким образом, Салах и Ду’а дополняют друг друга, а не противостоят. Салах – это внешнее измерением Ду’а, а Ду’а – это интериоризация Салаха. Верно также и то, что Салах является экзотерической молитвой (захири салах), а Ду’а – эзотерическая молитва (батини салах). В соответствии с потребностями нынешнего Цикла Воскресения и повелением (фарман) Имама Времени мусульмане-исмаилиты совершают обязательную молитву в её та’вили или эзотерической форме Ду’а и тем самым выполняют условия и требования экзотерического Салах.
Зикр: Истинная молитва (хакики салах)
Цель формальной молитвы (салах), согласно Корану, заключается в том, чтобы утвердить в душе человека Поминание (зикр) Бога:
«Поклоняйся же Мне и совершай молитву (ас-салата), чтобы помнить обо Мне (ли-зикри)».
– Священный Коран 20:14
В этом смысле Поминание Бога (зикру’ллах) – это состояние осознания, сознания или озарения, а не формальный акт ритуального поклонения. Действительности, зикру’ллах в этом смысле лежит в основе всех состояний формального поклонения – будь то формальная молитва (Салах), Ду’а, прославление (тасбих) и т.д. В этом смылсе, хакикат (реальность) или батин ал-батин молитвы – это Поминание Бога (зикру’ллах). Имам Султан Мухаммад Шах (алайхи салам) описывает эту реальность молитвы как общение, озарение и вдохновение от Всеобщего Разума (“Вселенское Пламя”) и индивидуального разума (“искра”) следующим образом:
«Молитва – это ежедневная необходимость, прямая связь искры со вселенским пламенем… Каждый должен прилагать все усилия к тому, чтобы эта искра не погасла, а развилась до полного “Общения на Высоте”, что было видением, выраженным в последних словах Пророка на смертном одре, видение того блаженного состояния, которое, как он ясно видел, ожидало его… я глубоко убежден, что человек никогда не должен игнорировать, забросить и оставлять неразвитой ту искру Божественного, которая есть в нём».
– Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан,
(Достаточно мира и время: Мемуары Ага Хана)
Онтологически говоря, духовное состояние осознания или сознания, каковым является зикру’ллах – оно “величественнее”, чем формальные акты ритуала или формальной молитвы – как сказано в Коране:
«Поистине, молитва (ал-салата) оберегает от малых и больших грехов. Но поминание Аллаха (зикру’ллахи) – более велико (акбар)».
– Священный Коран 29:45
Самые возвышенные и очищенные человеческие души – Пророки, Имамы и величайшие святые (авлия), достигли духовного состояния непрерывного зикру’ллах такой степени, что их души никогда не отходят от поминания Бога, даже если они живут в физическом мире. В Коране они собирательно называются Ахл ал-Зикр (Люди Поминания – Священный Коран 16:43), а Имам Али ибн Аби Талиб объясняет внутренний смысл Ахл ал-Зикр как тех, кто всегда пребывает в состоянии поминания Бога:
«И одновременно Аллах, благословенны милости Его, во всякое время после времени, во всякую эпоху и период прерывания избирал Себе рабов, с которыми тайно говорил, с умами которых беседовал… Сделал Поминание (зикр) для сердец освещением, давая через него им слышать после глухоты, прозревать после слепоты… И вот, у поминания (зикра) есть слуги верные, которые его себе взяли взамен этого мира… сами от него отстраняясь, как будто оторвались от этого мира в сторону мира загробного, все же в здешнем мире находясь, наблюдая то, что лежит за его пределами…».
– Имам Али ибн Аби Талиб,
(Реза Шах-Каземи, «Справедливость и поминание» , 142 англ.изд.
Подводя итог, можно сказать, что захири молитва, совершаемая физическим телом – это Салах. Батини молитва, совершаемая разумной души (ан-нафс ан-натика) – это Ду’а, который воплощает в себе та’вил Салаха. Хакики молитва, батин ал-батин, – это поминание Бога (зикру’ллах), совершаемое сердцем (қалб), в котором пребывает человеческий интеллект (‘акл).
В соответствии с этими принципами, шиитские Имамы, обладающие боговдохновенным интеллектом (ал-‘акл ал-му’айяд), всегда находятся в состоянии непрерывной и непрестанной молитвы. Вся миссия, жизнь или существование Имама – это само по себе молитва, и у Имама нет необходимости или обязанности совершать или участвовать в каких-либо формальных или ритуальных молитвах – хотя он может соблюдать такие ритуалы в соответствии с потребностями времени и контекста (см. фотографии выше). Вместе с тем душа Имама Времени всегда молится, в каждое мгновение. Действительно, достичь духовного положения и состояния непрерывной молитвы или зикру’ллах могут все люди, и такое достижение является целью эзотерических тарикатов в исламе.
«Святой сам стал молитвой, местом встречи земли и Неба; и таким образом, он содержит в себе вселенную, и вселенная молится вместе с ним. Он повсюду, где молится природа, и он молится вместе с ней и в ней: в вершинах, которые соприкасаются с пустотой и вечностью, в цветке, который распускается, или в самозабвенной песне птицы».
– Фритьоф Шуон,
(«Духовные перспективы и человеческие факты», стр. 231 англ.изд.)
www.ismailignosis.com
Оставить комментарий