Свет на Свете: Взгляд на преемственность шиитских исмаилитских Имамов

Повествование выше рассказывает об одном из самых тяжёлых событий для каждого поколения в общинах мусульман-исмаилитов: о кончине Имама. И за этим событием незамедлительно следует другое, столь же значимое: наследование следующего Имама.

Эти события воистину составляют череду испытаний для исмаилитской общины, ведь в это время необходимо попрощаться с Имамом, которого все уважали, почитали и любили на протяжении почти всей жизни и направить эти чувства на нового Имама. Одновременно с этим община должна прийти к пониманию истинной природы самого момента, а именно того, что в действительности никаких изменений не произошло. Несмотря на смерть Имама, его присутствие только усиливается, не смотря на другое обличие. В шиитском исмаилитском исламе наследование имамата (включая кончину предшественника и восшествие на престол преемника) является событием, сочетающим в себе как ясность, так и двусмысленность. Суть преемственности ясна – этот Имам наследует тому Имаму. Но внутренние вопросы не так ясны, и сегодня они часто становятся предметом спекуляций: как выбирается следующий Имам? Знает ли будущий Имам о своей роли заранее? Подготовлен ли он выполнению обязанностей? Почему имамат передаётся только по одной мужской линии? Данная статья ответит на эти вопросы об исмаилитском имамате и его преемственности на основании исторических источников из интеллектуального наследия шиитского исмаилитского ислама.


Исторический обзор

Мусульмане исмаилиты – ветвь шиитского ислама, сохраняющая религиозную и духовную преемственность Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его) через его двоюродного брата и зятя Али (мир ему), первого Имама (духовного лидера), и далее по наследству через потомков Имамов. Исмаилиты называются так потому, что после смерти пятого Имама Джа’фара ас-Садика (мир ему) признали его старшего сына Исмаила (мир ему) законным наследником имамата и признают передачу имамата по линии потомков Исмаила. В то же время большинство шиитов, которые позже стали называться исна’ашаритами (двунадесятниками), признают передачу имамата через младшего сына Имама Джа’фара Мусу ал-Казима и далее в течение нескольких поколений до исчезновения их двенадцатого Имама в девятом веке.


Исмаилитская ветвь разделилась после смерти их девятнадцатого Имама, ал-Мустансира би‘ллаха (мир ему): исмаилиты-низариты признали его сына и назначенного наследника Абу Мансура Низара (мир ему) следующим Имамом, а другая ветвь, известная как исмаилиты-муста‘литы, последовала за другим сыном, Ахмадом Муста’али. Считается, что муста’литские Имамы ушли в сокрытие через несколько поколений и сейчас их представляют возглавляющие общины да’и. Исмаилиты-низариты далее ещё разделились из-за вопроса преемственности двадцать первому Имаму Шамсу ад-Дину Мухаммаду (мир ему). Одна группа признаёт Имамом его младшего сына Касима Шаха (мир ему), а другая – Мухаммада Шаха, и эти группы известны как низариты касимшахи и низариты мухаммадшахи.


Сегодня Имамом исмаилитов-низаритов касимшахи является Его Высочество Принц Карим Ага Хан IV, известный своим муридам как «Мавлана Хазир Имам» («наш господин нынешний Имам»). Община низаритов мухаммадшахи потеряла связь со своим последним известным Имамом Мухаммадом Бакиром в девятнадцатом веке, и большая её часть передала свою верность имамату касимшахи в период имамата Сэра Султана Мухаммада Шаха Ага Хана III (мир ему), предшественника и деда нынешнего Имама. Строго говоря, «исма’илитами» являются все шиитские группы, признающие имамат Исмаила ибн Джафара, но сегодня «мусульманами исма’илитами» обычно называют ветвь низаритов касимшахи, возглавляемую Ага Ханом. Не смотря на все расколы в истории шиитской общины, вопрос о наследовании имамата всегда имел самое высокое значение и являлся определяющим фактором этих событий.



«Потомство одних от других…»

Вопрос преемственности в исмаилитском имамате основан на двух ключевых факторах и подлинный Имам обладает двумя знаками преемственности, которые оправдывают его право на имамат. Первый из них – физическое происхождение Имама от предшествующих Имамов; второй – ясная передача ему этого права или его назначение, известное как насс, которое предшествующий Имам совершает в отношении Имама-преемника. Два этих фактора, происхождение и назначение (насс), обозначают два типа отношений (физическую связь и духовную связь) благодаря которым люди любого века или времени могут достичь признания Имама. Таким образом, физическая генеалогия Имама фактически сужает и ограничивает возможных кандидатов на имамат в любой век и время прямыми потомками предыдущих Имамов. Совершённое его предшественником назначение Имама окончательно указывает на нового законного обладателя имамата, определяя наследника. Поэтому следует отметить, что родословная Имамов и акт назначения существуют для того, чтобы человечество могло признать истинного Имама в любой исторический период.

Тот факт, что передача имамата осуществляется только по одной линии наследования, вызывал вопросы и подвергался обсуждению, особенно в современную эпоху. Исходя из сомнительных соображений некоторые сравнивали имамат с политической династией царей, другие пытались делегитимизировать понятие фамильной и наследственной власти во имя равных возможностей и демократии. Часто в таких дебатах упускается из виду то, что имамат является прежде всего исламским институтом и моделью лидерства, и, будучи таковым, он – есть верное отражение принципов, изложенных в Священном Коране – священном писании ислама. Исторически имамат представляет собой институт, который наследует и продолжает духовную, религиозную и моральную власть Пророка Мухаммада (С), рассматриваемого мусульманами как последний из множества Пророков, посланных Богом человечеству на протяжении всех эпох. Как таковой имамат обладает некоторыми общими чертами с моделью пророческой власти, которую Священный Коран описывает во многих своих стихах.

Прежде всего, исмаилитский имамат связан с Пророком Мухаммадом кровными узами и наследованием. Первый Имам, Хазрат Али ибн Аби Талиб, являющийся предком всех шиитских Имамов, был двоюродным братом Пророка и имел с ним общего деда, Хазрата Абд ал-Мутталиба. Имамат также связан с Пророком через его единственного выжившего ребёнка, Хазрат Биби Фатиму, дочь Пророка, выданную замуж за Хазрата Али. Поскольку Пророк не оставил мужского потомства, его род продолжается через его дочь, которая, будучи женой первого Имама, является как бы матриархом всех Имамов в их потомстве.

Идея, что законный преемник Пророка Мухаммада должен происходить из его семьи и быть его потомком не основывается только на династических притязаниях, политике или арабском клановом укладе жизни. Более значимо, что концепция пророческой преемственности через семью очевидна из историй предыдущих Пророков, изложенных нам в Священном Коране. Пророк Мухаммад стал последним в длинной череде Пророков, и его преемственность должна соответствовать преемственности его предшественников, которых также сменяли члены семьи и потомки. Святость и значимость семей Пророков – один из ключевых принципов, установленных Священным Кораном. Например, Коран говорит о том, что Пророку Ибрахиму (Аврааму) наследовали два его сына: Хазрат Исмаил и Хазрат Исхак; Исхаку, в свою очередь, наследовал его сын Якуб (Иаков). Хазрату Якубу наследовал его сын Хазрат Юсуф (Иосиф). Хазрату Мусе (Моисею) наследовал и помогал брат Харун (Аарон). Хазрату Дауду (Давиду), который был и правителем, и пророком, наследовал сын Хазрат Сулейман (Соломон). Пророк Закария (Захария) молил Господа своего о сыне, который был бы его наследником, и ответом на эту молитву стал Хазрата Яхья (Иоанн). Таким образом, согласно С. М. Джафри, в Священном Коране насчитывается более ста упоминаний особого положения семей и потомков различных Пророков.

Пророку Ибрахиму (Аврааму) принадлежит центральное место в еврейских, христианских и исламских традициях. Он признаётся «отцом единобожия», и эти религии, а также их последователи возводят к нему своё духовное родство. Особое положение в коранической традиции придается Пророку Ибрахиму и его потомкам. Говорится, что Пророк Ибрахим успешно прошёл посланные Богом испытания и был назначен Имамом (предводителем) человечества Волей Бога. Он молится своему Господу о том, чтобы это звание также было даровано его потомкам:

Бог принимает молитву Ибрахима при условии, что только праведные и достойные его потомки будут назначены Имамами. Этот коранический стих имеет особое значение, поскольку устанавливает два принципа шиитского имамата как модели исламского руководства. Во-первых, Имамы, обладающие имаматом, не назначаются по желанию обычных людей; как и сами Пророки, Имамы, которые несут, сохраняют и объясняют Божественное Послание, – назначены Божественной Волей. Во-вторых, Имамами должны быть только потомки Ибрахима. Следует отметить, что Пророк Мухаммад и его двоюродный брат Али, первый наследный Имам шиитского ислама, признаются в арабских и исламских традициях потомками Ибрахима через его старшего сына Исмаила. Это также означает, что исмаилитские Имамы, через происхождение, восходящее к их предку Имаму Али, также являются прямыми потомками Ибрахима. Существует также множество других стихов, говорящих об уникальном положении и правах, данных Богом потомкам Пророка Ибрахима1. Стих, приведенный ниже, очевидно, также подтверждает это:

Священная Библия также подтверждает особое место Ибрахима и его потомков, как в следующем стихе из Книги Бытия, где Бог говорит Ибрахиму:

Используя библейские сведения можно проследить род Ибрахима до Нуха (Ноя) и Адама — великих Пророков и патриархов иудеев, христиан и мусульман. Следующий стих Священного Корана утверждает этот единый род, продолжающийся сегодня через линию наследных шиитских исмаилитских Имамов.

Историческая личность Имрана (последнее имя в приведённом стихе) не установлена однозначно и интерпретируется по-разному, наиболее распространенная версия – Имран это отец Мусы или отец Марьям (Девы Марии), поскольку оба они упомянуты в Коране. Шиитские интерпретации, и, в частности, исмаилитская утверждает, что имя Имран в данном стихе относится к отцу Имама Али, чьё общеупотребительное имя или кунья – Аби Талиб, но его настоящее имя – Имран2 . В этом смысле шииты считают, что слова ‘аал Имран (Потомство Имрана) в стихе указывает на наследных шиитских Имамов, являющихся детьми (‘аал) Аби Талиба (Имрана). Смысл этого толкования следует из самой структуры стиха. Адам, Нух и Ибрахим – прямые потомки друг друга (что можно установить по Книге Бытия), и все три имени встречаются в хронологическом порядке. Поэтому, в соответствии со структурой стиха, Имран и Потомство Имрана должны следовать во времени за Ибрахимом и Потомством Ибрахима. Для всех мусульман Пророк Мухаммад как величайший Пророк, несомненно причисляется к Потомству Ибрахима. Пророк Ибрахим имел двух сыновей: Исмаила и Исхака, и израильские Пророки, включая Мусу, Давуда и Ису, происходят от Исхака, а Пророк Мухаммад происходит от Исмаила. Таким образом, Имран и Потомство Имрана не могли жить ранее Пророка Мухаммада – в противном случае хронологическая структура стиха была бы нарушена. Это исключает возможность того, что имя Имран указывает на отца Мусы или отца Марьям, поскольку оба они жили до Пророка Мухаммада (входящего в Потомтсво Ибрахима). Более того, отец Мусы, так и отец Марьям уже включены в Потомство Ибрахима через Исхака. Единственная состоятельная интерпретация стиха говорит об Имране как о современнике Пророка Мухаммада и говорит о Потомстве Имрана как о следующем за Пророком Мухаммадом хронологически. Единственное толкование, которое верно соответствует этой структуре состоит в том, что Имран – это и есть Аби Талиб, и Потомство Имрана – это потомки Аби Талиба, начиная с Али ибн Аби Талиба, первого Имама шиитов.

Хотя имамат продолжает существовать по мужской3 линии, это не следует понимать как принижение женского начала. Иногда забывают, что обоснование шиитскими Имамами их прямого происхождения от Пророка Мухаммада основано не на мужской, а на женской линии – на происхождении от Фатимы, дочери Пророка. Именно поэтому исмаилитские Имамы выбрали именоваться ал-Фатимийя (Фатимиды), при основании единственного шиитского халифата в 10-м веке – единственной мусульманской династии, названной в честь женщины. Ключевыми фигурами, вместе с Пророком и Фатимой, с которых началось наследование имамата, являются Имам Али и Имам Хусайн. Али, как первый Имам в этой линии, понимается как прототип и прародитель всех Имамов. Имаму Али наследовали в качестве Имамов оба его сына – Имам ал-Хасан, который был Доверенным Имамом (ал-Имам ал-муставада), и Имам ал-Хусайн, который был Постоянным Имамом (ал-Имам ал-мустакарр), в чьей благословенной линии продолжает передаваться и сохраняться имамат4. Другими словами, исмаилитские Имамы являются Алидами, Хусайнидами и Фатимидами – и тем самым они являются Мухаммадан.

Хотя вопрос о родословной Имамов очень важен, его не следует переоценивать. Одно только происхождение от Имама Али или других Имамов не делает человека Имамом. Не следует забывать, что помимо происхождения необходим насс (назначение). Понятие насс не сводится просто к назначению. Эта понятие понимается как выражение Божественной Воли. В Коране именно Бог назначает членов семей и потомков Пророков на их благословенные позиции. Насс, который каждый Имам делает для своего преемника, указывает общине на того, кого Божественная Воля избрала их следующим Имамом. Двадцать третий низаритский исмаилитский Имам Хасан ала-зикрихи ас-салаам объясняет, что насс не «делает» Имама Имамом; он лишь «раскрывает» личность следующего Имама, чтобы община могла признать его таковым:

Первый такой насс в исламской общине восходит ко времени Пророка, когда он неоднократно назначал Хазрата Али ибн Аби Талиба своим преемником. Последний и наиболее известный случай назначения Али верховным лидером мусульманской общины произошел в Гадир Хумме, где Пророк объявил: «Я оставлю среди вас две весомые вещи – Книгу Аллаха и мое Потомство (итрат). Если вы будете крепко держаться за обе, вы никогда не собьётесь с прямого пути. Они не отделятся [друг от друга], покуда не вернутся ко мне у [райского] источника»5. Он также сказал: «Тот, кому я Покровитель (мавла), тому и Али – Покровитель (мавла6. С тех пор каждый Имам назначал своего преемника; некоторые из этих назначений происходили публично, а другие – скрыто7. Мусульмане-исмаилиты верят, что имамат будет продолжать передаваться в непрерывной линии через назначенных потомков до Судного дня. Это открыто говорит Имам Хасан ала-зикрихи ас-салаам:



Носители Света

Хотя их родословная и насс составляют физические характеристики Имама, основа имамата Имамов находится в области эзотерического, скрытого и не воспринимаемого внешними чувствами. То, что действительно определяет квалификацию Имама для его роли, находится не в его физическом теле, а в его тонкой душе. Имам обладает священным знанием или ‘илмом8, в первую очередь благодаря которому он и является Имамом. Это знание не является эмпирическим или рациональным, а принадлежит духу и душе. В конечном счёте, положение Имама определяется его превосходным знанием и просветленным интеллектом, а не только благородным происхождением.

‘Илм шиитского Имама подразумевает всеобъемлющее знание экзотерических и эзотерических смыслов Священного Корана, а также знания, необходимые для интерпретации вероучения ислама, особенно его эзотерических наук. Но суть этого ‘илма выходит за границы индивидуальности Имама, поскольку это по своей сути мистический гнозис (ма‘рифа) Высшей Реальности (хакика)9. Насир ад-Дин Туси говорит об этом сущностном знании как о формуле божественного единства (калима-йи таухид)10. Из-за его священной и сияющей природы этот мистический гнозис описывают через образ «Света» (нур)11, и часто говорится что Имам – «носитель Света»12. Именно так нынешний Имам описывает себя в публичном интервью, данном в 1965 году, отвечая на вопрос – является ли он символом веры исмаилитов:

Этот «Свет» (нур) проявился в Пророке Мухаммаде и также в первом Имаме Али ибн Аби Талибе. Свет не обитает внутри их физических тел, но находится в их тонких душах13. Благодаря этому Свету индивидуальные души Пророков и Имамов обладают духовной святостью14 и божественной близостью – известной как валайя в суфизме и шиизме. Этот Свет, превосходя их существование как индивидуальных личностей, является основой духовной идентичности Пророка и Имамов, и именно благодаря ему, как сообщается, Пророк сказал Али (ас): «Я от тебя, а ты от меня». Исмаилитские и суфийские теософы назвали этот Свет Мухаммадовой Реальностью (хакика ал-мухаммадийя) и Светом Имамата (нур ал-имама), поскольку за личностью Пророка (и Имамов) стоит метафизическая реальность. Это именно та Реальность, которую как суннитские, так и шиитские традиции описывают как сияющее существо, созданное Богом первым, прежде всех вещей:

Универсальная концепция Мухаммадовой Реальности и Света Имамата имеет равнозначные аналоги во многих духовных и философских традициях. Исмаилитские теософы называют это Всеобщим Разумом (ал-‘акл ал-кулл), а исламские философы говорили об этом как о Первом Разуме (ал-‘акл ал-‘аввал). Согласно Имаму Джафару ас-Садику, этот Интеллект – первичный Свет перед Богом, который проявился в Пророке Мухаммаде и первом Имаме, Али ибн Аби Талибе:

В другом хадисе тот же Имам описывает Интеллект (‘акл) как первую духовную сущность, созданную из Света Бога:

В классической исмаилитской философии Сам Бог превосходит все атрибуты, описания и имена, включая категории пространства и времени, бытие и небытие, единство и множественность, даже существование и несуществование. Сам Бог или Высшая Реальность называется «Тот, Кто превыше всего», потому что Он превосходит и предшествует различию субъекта и объекта и таким образом находится вне пределов человеческого знания. В исмаилитском метафизическом мировоззрении все атрибуты и качества величия, великолепия и совершенства, особенно имеющие антропоморфный характер, относятся к Всеобщему Разуму или Свету имамата, с одной оговоркой: «Тот, Кто превыше всего» превосходит также и все подобные качества. Всеобщий Разум содержит все божественные атрибуты и является, в строгом смысле, «Первопричиной» и «Необходимо Сущим» (ваджиб ал-ваджуд) онтологическо-космологической иерархии, которая дает начало физическому миру. Всеобщий Разум охватывает все вещи и всё бытие в себе, поскольку это первая и самая совершенная сущность, возникшая от Бога. Объясняя исмаилитскую концепцию Всеобщего Разума, как описывает её Сайедна Насир Хусрав, доктор Элис Хансбергер сообщает:

Исмаилитский Имам является местом проявления (мазхар) этого Всеобщего Разума или Света Имамата. Термин мазхар подразумевает идею зеркала, которое отражает или проявляет объект, не воплощая его физически и не привнося изменений или искажений. Соответственно, именно чистая человеческая душа Имама служит этим зеркалом или мазхаром Всеобщего Разума, который отражается в душе Имама, не входя буквально или материально в личность Имама. Именно в этом смысле Имам называется «носителем Света» – поскольку Свет Имамата отражается в человеческой душе Имама, не находясь при этом физически заключенным или ограниченным в этом зеркале. Таким образом, Всеобщий Разум остается трансцендентным, пребывая в высшей духовной сфере и проявляясь в сотворённом мире, не нисходя в него материально. Чтобы иметь верное представление о соотношениях всех этих понятий важно понимать различие между Имамом и Светом Имамата с одной стороны, и между Светом Имамата и Самим Богом с другой.

Хотя все Имамы являются носителями Мухаммадовой Реальности или Света Имамата, каждый из них обладает уникальной индивидуальностью, которая делает каждого Имама отличным от других. Череду Имамов не следует воспринимать как «воплощения» одной и той же индивидуальной души, а скорее как преемственность (эпифанического) божественного проявления, в котором индивидуальная душа каждого Имама служит уникальным зеркалом или местом проявления (мазхар) одного и того же Света – подобно тому, как один свет отражается в нескольких зеркалах, каждое из которых имеет разные формы, параметры и размеры, при этом каждое зеркало появляется вслед за другим, наследуя ему. Каждый Имам также объединяет добродетели и качества своих предшественников – каждый отражает всех. Но в то же время каждый Имам проявляет эти добродетели и качества уникальным образом благодаря своей индивидуальности15. Эти принципы, отражены, например, в архитектуре здания Делегации Исмаилитского Имамата в Оттаве. Его кленовый пол состоит из 49-ти больших квадратов, представляющих 49 исмаилитских Имамов, и каждый из этих 49-ти квадратов содержит 49 меньших квадратов. Эта идея – визуальное отражение того, как каждый из исмаилитских Имамов отражает и объединяет в себе добродетели и качества всех 49 Имамов.


Часто предполагают, что Свет Имамата мистически передаётся от одного Имама к другому после смерти. Однако, на самом деле при смерти предшествующего Имама передаются лишь функции и полномочия имамата; все Имамы с рождения обладают Светом Имамата16, хотя в этот момент их формальный статус Имамов ещё не известен или не объявлен17. Необходимо помнить, что реальность, описываемая как Свет Имамата, не является материальной сущностью, которая ограничивалась бы одной индивидуальностью, но она может проявляться в нескольких поколениях одновременно. С духовной точки зрения Имамы рождаются Имамами и всегда остаются Имамами; все они являются носителями Света с момента рождения и даже до него18. Двадцать третий Имам исмаилитов-низаритов Хасан ала-зикрихи ас-салаам подчеркивает это в своих благословенных посланиях (фусул-и мубарак):

В течение всего срока жизни действующий Имам единолично выполняет функции и обладает властью имамата. Наследующий ему Имам примет формальную роль имамата и будет официально признан Имамом только после смерти предыдущего Имама19. По этой причине действующий Имам называется «говорящим Имамом» (ал-имам ан-натик), а ожидающий Имам – «молчащим Имамом» (ал-имам ас-самит). Это также подтверждается ответом Имама Джафара ас-Садика (мир ему) на вопрос человека: «Могут ли быть одновременно два Имама?», на что Имам ответил: «Нет, если один из них не является молчащим»20.

Это подразумевает возможность существования нескольких поколений Имамов одновременно, но только один из них является говорящим и действующим Имамом Времени. Так было и в ранние времена правления Фатимидов. Исмаилитский мусталитский историк Идрис Имад ад-Дин описывает эпизод из истории Фатимидов, когда Кади ан-Нуман беседовал с Имамом Абдуллахом ал-Махди (мир ему). Тогда же Имам ал-Махди публично объявил, что его сын Абу’л-Касим Мухаммад (мир ему) (будущий Имам ал-Ка’им) будет его наследником. Ал-Ка’им в тот момент уже имел собственного сына Исмаила, который в будущем станет Имамом ал-Мансуром (мир ему), и Имам ал-Махди доверил эту информацию ан-Ну’ману:

В другом трогательном фрагменте их жизни, описанном египетским историком ал-Макризи, Имам ал-Махди созвал специальное собрание (маджлис), где был его сын ал-Ка’им, внук ал-Мансур и правнук ал-Му’изз. И когда они все были в одном зале, Имам ал-Махди накрыл их своим плащом:

В этом примере мы видим четыре поколения Имамов в одном историческом моменте, но только Имам ал-Махди был говорящим Имамом, исполняющим полномочия имамата, а его сын (ал-Ка‘им), внук (ал-Мансур) и правнук (ал-Му’изз) были молчащими Имамами. Хотя вышеупомянутые примеры описывают скорее частные и тайные события истории исмаилитского имамата, поскольку, личность следующего Имама, как правило, не была известна публично.

Стоит также обратить внимание на отношения между Имамом и его будущим наследником или наследниками. Доступная литература указывает на то, что особая близость и связь между Имамом Времени и ожидающим Имамом действительно существуют. В определённые периоды эта особая связь была известна публично, в частности в случаях, когда о наследовании было объявлено открыто. Это, возможно, наиболее очевидно в случае Пророка Мухаммада и Имама Али ибн Аби Талиба. Близкие отношения между ними подтверждает сам Али (мир ему) в следующих словах, переданных в книге Нахдж ал-Балага (Путь Красноречия):

Действующий Имам и будущий Имам имеют духовную связь, которую по-настоящему понимают только они сами. Кади ан-Ну’ман передал нам прекрасную историю21, которую доверил ему Имам ал-Мансур. Имам ал-Мансур описывает свои отношения с отцом, Имамом ал-Ка’имом такими, как он их видел. Имам сказал:

Имам, ответственный за физическое и духовное благополучие миллионов своих последователей, несёт на себе великое бремя. Никто не может по-настоящему оценить или представить себе тяжесть того, что несёт Имам Времени, кроме его преемника. Другие истории в исмаилитской литературе рассказывают о доверии Имамов и их будущих преемников друг другу. Хотя все Имамы рождаются с духовным Светом Имамата, существуют формы подготовки и инициации, с помощью которых действующий Имам вводит будущего Имама в формальные функции имамата, которые ему однажды придется выполнять. Это подразумевает Кади ан-Ну’ман рассказывая о том, как Имам ал-Мансур проводил время наедине со своим дедом, Имамом ал-Махди, где они обсуждали секреты наедине, и последний готовил первого к имамату:

Обсудив принципы преемственности в исмаилитском имамате, мы можем перейти к рассмотрению обстоятельств преемственности нынешнего Имама Шаха Карима ал-Хусайни Ага Хана IV.



Принц Али Салман Хан: Сын Имамов и Отец Имамов

Сэр Султан Мухаммад Шах Ага Хан III (мир ему), 48-й наследный Имам, был, возможно, самым выдающимся Имамом в исмаилитской истории. Он стал Имамом после своего отца Ага Али Шаха (мир ему) в возрасте всего восьми лет и в один из самых насыщенных периодов истории человечества начал коренные изменения в общине как в материальном, так и в духовном аспектах. Он стал первым Имамом, который поселился в Западной стране, сделав своим постоянным домом Женеву. Его имамат стал самым длительным в истории, и в этот период он приблизил исмаилитскую общину к современному миру и много раз отстаивал права всей мусульманской Уммы на благополучие. Он был первым Имамом, который стал всемирно известен со времён Фатимидов, и был признан как на Востоке, так и на Западе. Также важна роль этого Имама в объяснении эзотерического и универсального смысла ислама, что очевидно как в его частных фарманах, адресованных мусульманской исмаилитской общине, так и в его публичных речах и работах, направленных на широкую аудиторию. Имам открыто и понятным языком объяснил многие принципы исламского эзотеризма и мистицизма, которые до того передавались в частном порядке только посвященным эзотерических путей. Во время его долгого и насыщенного имамата, который длился 72 года, было много предположений и ожиданий относительно личности его преемника.

Популярность Имама Султана Мухаммада Шаха во всем мире, возможно, была сопоставима с популярностью его выдающегося сына, Принца Али Салман Хана, отца нынешнего Имама Шаха Карима ал-Хусайни. Принц Али Хан был очень известен и весьма любим исмаилитской общиной, и многие ожидали, что он унаследует имамат. Он также был известной и яркой фигурой в Западном обществе, о чём свидетельствует, например, его брак с известной актрисой Ритой Хейворт. В то же время некоторые ставили под сомнение его право на имамат на основании сообщений о его рискованном образе жизни и общественной деятельности. С учётом этих обстоятельств некоторые предполагали, что Принц Али Хан изначально был назначен преемником Имамом Султаном Мухаммадом Шахом, но позже Имам изменил своё мнение из-за образа жизни Принца Али Хана и назначил его сына Принца Карима. Однако более детальное изучение фактов этого периода подтверждает, что такие предположения не соответствуют действительности.

Принц Али родился 13 июня 1911 года и был старшим сыном Имама Султана Мухаммада Шаха. Он жил как на Востоке, так и на Западе. Из-за известности в английском обществе, любви к скорости, лошадям и острым ощущениям, а также из-за двух браков, западные СМИ создавали ложную картину, делая из событий его жизни сенсации и несправедливо изображая его пижоном. Один из его биографов, Гордон Янг, в заключении своей книги «Золотой Принц» пришёл к выводу, что Принц на самом деле не был пижоном, хотя со стороны о нём думали именно так. Как сообщается в той же книге, сам Принц Али Хан подвергал сомнению многое из того, что было написано о нём, считая это недобросовестной журналистской работой. Возможно, именно из-за предвзятого отношения западных СМИ к образу Принца Али Хана, его сын, Имам Шах Карим ал-Хусайни, нынешний Имам, старается избегать публичности:

С учётом этих факторов для непосвященного Принц Али Салман Хан представляется своего рода парадоксом. С одной стороны, он выполнял религиозные и духовные функции от имени своего отца, Имама Султана Мухаммада Шаха, и как сын Имама был объектом великого почтения и преданности. И одновременно с этим Принц Али Хан являлся одной из самых популярных фигур в западной общественной и аристократической жизни:

Принц Али Хан воспринимался и понимался исмаилитской общиной совсем нет так как в светских газетах. Например, покойный Ал-Ва’из Абуали Азиз, современник принца, так описывает его в своей книге:


С раннего возраста Принц начал участвовать в делах исмаилитского имамата, сопровождая своего отца в визите в Индию в 1923 году, где Имам дал дидар своим индийским муридам. В августе 1930 года Имам Султан Мухаммад Шах отправил Принца Али Хана в Сирию со следующим посланием (талика):

В этом Послании Имам называет своего сына Принца Али Хана своим вали‘ахд. Эти слова были истолкованы некоторыми как указание на назначение Принца Али следующим Имамом, но это не обязательно так. Сам термин вали‘ахд означает «хозяин обета (или завета)». Этот термин использовался неоднократно в мусульманской истории, в частности в политическом контексте, где он обозначал преемника или наследника престола политической династии. Вали‘ахд также использовался исмаилитскими Имамами, когда они правили как фатимидские халифы в 10 и 11-м веках. Действительно, во многих случаях назначенный преемник фатимидского Имама-Халифа назывался вали‘ахд, хотя так было не в каждом случае. Например, фатимидский Имам-Халиф ал-Хаким би-амри’ллах пожаловал титул вали‘ахд двум двоюродным братьям, ни один из которых не унаследовал имамат. Следовательно, термин вали‘ахд не должно пониматься как синоним будущего Имама, скорее оно указывает на «своего рода теневого халифа, или, скорее, символического заместителя, который может выполнять церемониальные функции Имама, но не обладает его истинным положением, подразумеваемым священным назначением»22. Это означает, что хотя Принц Али Хан не был Имамом или будущим Имамом, будучи вали‘ахд он занимал уникальное положение23 заместителя Имама и имел право исполнять светские и религиозные обязанности от имени Имама – что он и делал в надлежащих случаях.

Во время визита Принца в Сирию состоялся открытый Дарбар, на котором тысячи арабских исмаилитов, французские офицеры и губернатор Сирии стоя приветствовали Принца Али Хана, а четыреста арабских всадников приветствовали его верхом. Вышеприведенный талика был прочитан во время Дарбара, и сирийские муриды пали ниц перед Принцем и целовали его руки в знак преданности. Принц Али Хан обладал уникальной и харизматичной личностью, которая всегда вдохновляла и вызывала восхищение тех, кто видел его. Это было очевидно во время его тура по местам проживания исмаилитов, в которых многие члены общины мгновенно влюблялись в его обаяние.

На протяжении своей жизни Принц Али Хан продолжал выполнять важные функции от имени Имама, включая поездку в Индию, где Принц смог решить проблемы, вызванные диссидентской группой, известной как реформаторы-Ходжа. В 1950-х годах Имам Султан Мухаммад Шах перенёс инсульт во время путешествия по Индии и Пакистану, где Принц Али Хан как Вали‘Ахд взял на себя его функции и исполнял религиозные обязанности от его имени. Реальная жизнь Принца Али Хана явно отличается от искаженных и преувеличенных слухов, распространяемых западной прессой. Исмаилитская община понимала и ценила Принца совершенно иначе. Например, по случаю его сорок третьего дня рождения исмаилитский журнал так выразил похвалу Принцу Али Хану:

В полдень 11 июля 1957 года Имам Султан Мухаммад Шах Ага Хан III скончался. Его завещание было зачитано утром 12 июля.



Имам Шах Карим ал-Хусайни: Имам Атомного Века

Последняя Воля Имама потрясла всех, когда в ней было объявлено, что он назначил своего внука Принца Карима своим преемником в качестве 49-го Имама мусульман шиитов-исмаилитов. И всё же, более детальное рассмотрение истории этого периода показывает, что такая передача полностью закономерна и согласуется со всей исмаилитской историей, и здесь присутствуют те же правила преемственности, что и у фатимидских Имамов, как упомянуто в этой статье выше. При рассмотрении ранней жизни Имама Шах Карима можно легко увидеть, что его готовили к принятию имамата с самого раннего возраста:

Будучи ещё совсем юным, Имам Шах Карим вскоре установил очень уникальные и близкие отношения со своим дедом, Имамом Султаном Мухаммад Шахом. Они были в основном не на виду у общественности – Имам Султан Мухаммад Шах отказывался обсуждать свое преемство. Но некоторые более личные моменты наблюдали близкие члены семьи, включая мать Имама Шаха Карима, Принцессу Джоан:

Эти воспоминания напоминают приведённые выше истории из жизни исмаилитских Имамов фатимидского периода. Похоже, что когда несколько поколений Имамов встречались в одно время (как в случае Имамов ал-Махди, ал-Ка’има, ал-Мансура и ал-Му’изза) Имамы-деды и Имамы-внуки имели особые отношения, в которых первый готовил второго к формальной роли имамата.

Обстановка в период имамата Имама Султана Мухаммада Шаха, Принца Али Хана и Имама Шах Карима очень похожа на эту. Точно так же, как Имам ал-Мансур и Имам ал-Му’изз были посвящены в имамат своими дедами, Имам Шах Карим был посвящён своим дедом Имамом Султаном Мухаммад Шахом. В поступке Имама Султана Мухаммада Шаха и его отношении к Имаму Шаху Кариму мы видим следование традициям и обычаям своих предков, Фатимидских Имамов-Халифов, и яркий пример преемственности всему фатимидскому периоду. И по этой причине исторические источники повествуют, как Имам Султан Мухаммад Шах проводил много времени, обсуждая глубокий смысл исмаилитской веры со своим внуком Имамом Шахом Каримом.

В начале 1950-х Имам Султан Мухаммад Шах отправил Имама Шах Карима и его брата Принца Амина в Восточную Африку, чтобы противостоять антиисмаилитской пропаганде, направленной против Имама и его Вали‘Ахд Принца Али Хана. Во время этого визита Имам Шах Карим выступил перед большой аудиторией (исмаилитами и другими) и напомнил им обо всём, что его дед сделал для них. Позже, в 1955-м году, Имам Султан Мухаммад Шах отправил Имама Шах Карима в Восточную Африку, чтобы представить новые молитвы, известные как Священный Ду’a, исмаилитским общинам. Известно, что в эти годы Имам Шах Карим проводил много времени с Имамом Султаном Мухаммад Шахом и его секретарями, чтобы приобщиться к делам имамата:

Имам Султан Мухаммад Шах составил свою Последнюю Волю и завещание в мае 1955 года. Он мирно ушёл из жизни 11 июля 1957 года. Последняя Воля Имама была зачитана перед членами его семьи, включая Принца Али Хана и Имама Шах Карима, утром 12 июля 1957 года. В нём были следующие слова об объявлении преемника:

Как и было сказано, хотя Имам Султан Мухаммад Шах назначил своего сына Принца Али Хана своим Вали‘Ахд, это не было назначением в наследовании имамата. Принц Али Хан не унаследовал имамат и не был Имамом, но всё же занимает высокое положение как сын Имама и отец Имама24. Принц Али Хан первым дал бай‘ат (клятву верности) своему сыну, ныне известному как Мавлана Шах Карим ал-Хусайни, 49-му Имаму. Вскоре после этого новый Имам встретился с исмаилитскими лидерами и представителями, и сообщается, что первые слова, которые он произнес им, были:

Как 49-й наследный Имам, Мавлана Шах Карим ал-Хусайни занимает особое место в родословной исмаилитских Имамов. 49-й Имам является седьмым Имамом седьмой гептады или серии из семи Имамов. Время каждых семи Имамов в исмаилитской мысли часто связывается с началом новой эры, а значит, время сорока девяти (7×7) Имамов предполагает начало новой эпохи большого цикла в истории имамата. Несколько исмаилитских теософов фатимидского периода писали, что прошествие сорока девяти Имамов после Пророка Мухаммада будет означать начало Седьмого Большого Цикла (символизируемого Седьмым Днём Творения), называемого Циклом Воскресения (давр ал-кияма), который принесёт большие духовные и материальные изменения как в Мире Веры (‘алам ад-дин), так и в материальном мире (‘алам ад-дунья)25. Подразумевая это, Сайидна Хамид ад-Дин Кирмани процитировал следующий стих из Священного Корана:

Понятие «семь повторяемых» указывает на семь циклов семи Имамов, которые придут после Пророка Мухаммада. Кирмани писал, что появление этих сорока девяти Имамов будет означать начало Цикла Воскресения, когда Ранги Веры (худут ад-дин) будут устранены, и познание божественного знания станет доступно прямо26. Эти знамения уже свершились, так как функции худут ад-дин, особенно хиджжатов и да‘и, были отменены во время имамата Имама Султана Мухаммада Шаха Ага Хана III27. Одновременно с этим муриды получили очень много возможностей для общения напрямую с Имамом, чего не было в предыдущие исторические периоды.

Цикл Воскресения упоминается в кораническом стихе о Днях Творения как период, когда Бог восходит на Трон28. Исмаилитские да‘и писали, что справедливость и равенство в мире будут восстановлены в Цикле Воскресения, и духовные истины и знания станут доступны всему человечеству. Период 49-го Имама – начало Цикла Воскресения. Упоминания о «новой эпохе» и «фундаментально изменившихся условиях» в Последней Воле Имама Султана Мухаммада Шаха, по-видимому, касаются настоящего Цикла Воскресения. В этом отношении некоторые современные исмаилитские мыслители, такие как Аллама Насир ад-Дин Хунзай, написали следующее о роли 49-го Имама:



Звено в цепи

Исмаилитский имамат, представленный в каждую эпоху Имамом Времени, является институтом, проходящим сквозь всю историю человечества. Принять исмаилитского Имама значит соприкоснуться с историей, которую он представляет, и, в определенном смысле, установить связь с ‘прошлым’, которое он воплощает в ‘настоящем’. В этом смысле можно ощутить присутствие Имамов прошлого в настоящем Имаме, и ощутить все исмаилитские общины прошлого, которые были связаны с этими Имамами:

Фигура Имама соединяет в себе преходящее и вечное. Как отдельная часть цепи Имамов, каждый Имам является переходным существом, являющимся лишь звеном в цепи. Однако имамат, институт, который каждый Имам несёт и исполняет в своей жизни, является вневременным институтом, который существует с самого начала человечества и продолжит существовать на земле до Судного Дня. Таким образом, Имам является «звеном в цепи» – как исторически, так и метафизически. Исторически Имам является звеном в цепи Имамов и мостом между прошлым и будущим. Метафизически Имам представляет собой звено в великой цепи бытия, ведя своих муридов от ограниченного мира телесности к бесконечному миру божественности, и служит посредником между относительным и Абсолютным.

Предназначение религии, в её сущностном смысле, в том, чтобы «связать» относительное, иллюзорное и преходящее с Абсолютным, Реальным и Вечным. В шиитском исламе именно Имам, носитель Света, соединяет в себе преходящее и вечное, и ведёт искателя к преодолению его преходящей и непостоянной материальной жизни, приводя его душу к единению со Светом Абсолютной и Бесконечной Реальности, из которой Вселенная вокруг нас является лишь одним из бесконечных проявлений.

В нашей интерпретации этого знаменитого аята Корана, известного как аят ан-Нур (стих Света), ‘ниша’ символизирует физическое тело Имама, а ‘светильник’ с её ‘стеклом’ символизирует его чистую душу. ‘Благословенное дерево’ – это чистая родословная Имама, восходящая к предыдущим Имамам, Пророку Мухаммаду, Пророку Ибрахиму и самому Адаму (мир им); родословная как физическая, так и духовная, из которой вышли многие великие пророки, святые и мудрецы. Свет внутри светильника, который сияет и освещает тьму подобно ‘жемчужной звезде’, – это Свет Имамата, который является источником достоинств, знаний и руководства Имама. Это универсальный духовный Свет, ‘ни Восточный, ни Западный’, который сияет на ‘небесах и земле’, освещая всех искателей просветления. Когда Имам покидает этот мир и передает имамат следующему Имаму, один носитель Света наследует другому носителю Света; но их Свет один и тот же, и в действительности нет никаких изменений, только ‘Свет на Свете’.


  1. См. аят 4:54, где Коран говорит, что Аллах дал Книгу (китаб), Мудрость (хикма) и Царство (мулк) потомкам Ибрахима, и сопутствующий комментарий Имама ал-Бакира в «Усул ал-Кафи» Кулайни и «Да‘а’им ал-Ислам» Кади ан-Ну’мана; аяты 2:127-128, где Ибрахим и Исмаил молятся, чтобы Аллах взрастил из их потомства покорную общину (умматан муслимин), и аят 22:78, где Коран обращается к Имамам как к мусульманам, обещанным их отцу Ибрахиму, с комментарием Имама Джа’фара в «Усул ал-Кафи» Кулайни и «Да‘а’им ал-Ислам» ан-Ну’мана; аяты 6:83-88, где упоминаются по имени несколько пророков из линии Ибрахима, и то, что Бог выбрал и направил их предков, потомков и братьев. Также см. книгу Бытия 18:17-19 о потомках Авраама, соблюдающих путь праведности и справедливости. ↩︎
  2. См. Абу Фирас, «Ал-Касида аш-Шафия», перевод Сами Насиба Макарема, Университет Мичигана, диссертация на соискание степени доктора философии, 1963, с. 126 англ. изд., где Аби Талиб упоминается как Имран. См. также Мир Ахмед Али, «Священный Коран: Текст, Перевод и Комментарий», стр. 278 англ. изд. ↩︎
  3. Часто задают вопрос, почему имамат должен находиться в мужской линии и всегда передаваться мужчине. Экзотерические причины можно связать с генетикой, поскольку уникальная Y-хромосома передаётся и сохраняется в мужской линии, тогда как уникальность X-хромосомы в женской линии не сохраняется. В соответствии с тем, что пишет Насир ад-Дин Туси, физическая генеалогия Имама служит биологическим признаком, явным знаком или отметкой, свидетельствующей о непрерывной связи нынешнего Имама с предыдущими Имамами. Если бы имамат перешел к женщине, то она не обладала бы ни уникальной Y-хромосомой, ни уникальной X-хромосомой от предков-Имамов, и тогда любой будущий Имам, мужчина или женщина, не обладал бы уникальной X или Y хромосомой от предыдущих Имамов. Таким образом, если бы имамат передавался по женской линии, не было бы ясного биологического маркера или признака связи Имама с предыдущими Имамами, что сделало бы определение Имама гораздо более трудным в любой момент времени. Это всего лишь гипотеза, основанная на знаниях генетики, и теоретически Имамы имеют полное право отменить правила преемственности. Следующие отрывки из статей о генетике подчеркивают важность Y-хромосом, передаваемых мужчинами, в генетической непрерывности по сравнению с X-хромосомами.

    «X-хромосома, наследуемая женщиной от своей матери, как и все хромосомы, является случайной комбинацией генов из обеих X-хромосом её матери и, таким образом, не соответствует полностью ни одной из исходных X-хромосом… Но X-хромосома, которую женщина наследует от отца, является его единственной X-хромосомой, переданной полностью и без изменений. Это означает, что отец в два раза ближе к своей дочери через гены X-хромосомы, чем её мать».
    Источник: http://www.psychologytoday.com/articles/201109/the-incredible-expanding-adventures-the-x-chromosome

    «Y-хромосома передаётся в значительной степени неизменной от отца к сыну, к внуку, и далее без ограничений. Хромосомы содержат ДНК, которая определяет врождённые характеристики, и Y-хромосома является одной из 46 хромосом в ядре каждой клетки всех мужчин. Фрагменты большинства хромосом, включая две X-хромосомы женщин, в каждом поколении рекомбинируются или перемешиваются при передаче потомству. Но Y-хромосома уникальна тем, что передаётся от отца к сыну почти неизменной. Таким образом, на фоне того, что большинство хромосом содержит случайную комбинацию генетических кодов от бабушек и дедушек, а также прабабушек и прадедушек, Y-хромосома мужчины будет идентична или почти идентична Y-хромосоме его отца, деда, прадеда и далее на протяжении бесчисленных поколений».
    Источник: http://web.stanford.edu/~philr/Bachman/DNABachman3.html

    Эзотерические причины могут быть связаны с традиционным и эзотерическим символизмом мужского и женского. В традиционном мировоззрении пол не рассматривается как простое следствие биологии, социологии или антропологии. Пол понимается как нечто основанное на духовных принципах и небесных архетипах. И поскольку рассмотрение этого вопроса выходит за рамки настоящего текста, здесь достаточно сделать всего несколько замечаний. В традиционном символизме и метафизике мужской принцип является активным, проявляющим и могущественным полюсом бытия, а женский принцип – полюсом пассивности, скрытности и милосердия. Например, в некоторых формах традиционного символизма индивидуальная человеческая душа считается «женской», а небесный Дух – «мужским», и правильное духовное равновесие достигается, когда женская душа подчиняется мужскому Духу. Это не означает, что женщина ниже мужчины – поскольку оба полюса необходимы для сохранения целостности и равновесия. Аналогичным образом, Имам в отношении своих учеников признаётся активным или мужским началом, а ученик в отношении Имама – началом пассивным или женским. Этот символизм прослеживается на всех уровнях бытия – от «Мира Повеления» (алам ал-амр) с мужским Всеобщим Разумом и женской Всеобщей Душой вплоть до «Мира Религии», где Имам должен быть мужчиной, так как его духовная функция в отношении учеников является мужской. В предельном смысле, мужские и женские принципы имеют свои метафизические корни в Божественной Реальности, которая является одновременно абсолютной (что соответствует мужскому принципу) и бесконечной (что соответствует женскому принципу). Подробнее см. М. Али Лакхани, «К традиционному пониманию сексуальности», редакционная статья в Sacred Web, том 12, размещена на www.sacredweb.org.
    ↩︎
  4. Исмаилиты низариты не включают имя ал-Хасана ибн Али в список своих Имамов, что привело некоторых людей к выводу, что ал-Хасан не признаётся Имамом в низаритском богословии. На самом деле ал-Хасан ибн Али считается Имамом у низаритов, но с небольшим отличием: ал-Хасан понимается как Доверенный Имам или Имам-попечитель (ал-имам ал-муставда), в отличие от Постоянного Имама (ал-имам ал-мустакарр); последнее положение принадлежит его брату ал-Хусайну ибн Али. Список низаритских Имамов включает имена только Постоянных Имамов, но не Доверенных Имамов. Разница между Доверенным Имамом и Постоянным Имамом заключается в том, что Доверенный Имам – это человек вне генеалогической линии Имамов, который занимает положение и власть Имама на временный период, и имамат не переходит к потомкам Доверенного Имама на постоянной основе. Постоянный Имам – это наследный Имам, который наследует имамат от своих предков и передает его своим потомкам. Доверенный Имам назначается только в особых обстоятельствах и обычно является братом или двоюродным братом Постоянного Имама. Когда есть Доверенный Имам, Постоянный Имам остаётся молчащим (самит), хотя он является источником власти (амр) Доверенного Имама, который действует от его имени. Таким образом, Имам ал-Хасан был Доверенным Имамом, поскольку он обладал властью и положением имамата после Хазрата Али, а затем завещал его своему брату, Имаму ал-Хусайну, который затем передал имамат в своё потомство. Более подробно см. Ш. Вирани, Исмаилиты в средние века, стр. 83-85 англ.изд. В низаритском исмаилизме ал-Хасан ибн Али также имеет ранг Пира или верховного худжжатакоторый в исмаилитской иерархии (худуд) уступает только самому Имаму. Это привело к тому, что некоторые путают положения Доверенного Имама и Пира или просто отрицают то, что ал-Хасан был Имамом вообще. Но в действительности ал-Хасан был как Доверенным Имамом, так и Пиром (верховным худжжатом), и, возможно, именно поэтому в исмаилитских низаритских гинанах, Асал Ду’а (Старый Ду’а) и фарманах Имама Султана Мухаммад Шаха ал-Хасана именуется как ‘Пир Имам Хасан’. ↩︎
  5. Сахих ат-Тирмизи, Сунан, Том 5, стр. 662-663 ориг. изд., № 328. ↩︎
  6. Предания Гадир Хумма были переданы как минимум 110-ю сподвижниками, 84-мя табиинами, 355-ю улемами, 25-ю историками, 27-ю традиционалистами, 11-ю толкователями, 18-ю богословами и 5 философами. (Др. С. Х. М. Джафри, «Происхождение и раннее развитие шиитского ислама», Лондон, 1979, стр. 20) ↩︎
  7. Например, Имам Мухаммад ал-Бакир назначил своего сына Имама Джафара ас-Садика в присутствии своих последователей, называя его лучшим из людей и Ка‘им ‘аал Мухаммад (ответственным за семью Мухаммада). Когда ал-Бакир приближался к своей кончине, он попросил привести свидетелей и сослался на преемственность Пророка Юсуфа от Пророка Якуба, а затем сделал насс в отношении своего сына Джафара ас-Садика. См. Лалани, «Ранняя шиитская мысль», стр. 77 англ. изд. ↩︎
  8. См. Арзину Лалани, «Ранняя шиитская мысль: Учения Имама Мухаммада ал-Бакира», Институт исмаилитских исследований и IB Taurus, Лондон, 2000, стр. 78-79. англ. изд. ↩︎
  9. Имам Али заявляет в проповеди, известной как Хутба ал-Байян: «Я – Гнозис Тайн». Иными словами, Имам отождествляет свою внутреннюю реальность со знанием гнозиса Бога. Имамы также способны передавать этот гнозис своим ученикам – см. заявления Имама Али о природе Реальности (хакика) в работе Резы Шах-Каземи, «Справедливость и поминание: Введение в духовность Имама Али», Глава 3. ↩︎
  10. См. Насир ад-Дин Туси, Равза-и-Таслим, перевод С. Дж. Бадахшани, издан под заголовком «Сады смирения», Институт исмаилитских исследований и IB Taurus, Лондон, 2006, стр. 121 англ. изд.:

    «Формула провозглашения Божественного Единства (калима-йи таухид) является [исключительным] наследием, которое должно передаваться и наследоваться через его [т.е. Имама] священное потомство и святых наследников, в одной линии происхождения и [в одном смысле] – «потомство одних от других» (3:34) – [родословная], которая никогда не прервётся, вплоть до конца времён». ↩︎
  11. См. Арзину Лалани, «Ранняя шиитская мысль: Учения Имама Мухаммада ал-Бакира», Институт исмаилитских исследований и IB Taurus, Лондон, 2000, стр. 79-82 англ. изд. ↩︎
  12. Описание Имама как «носителя Света» не следует путать с христианским понятием божественного Воплощения. В исмаилизме Имам никогда не понимается как воплощение (хулул) Бога – такая точка зрения всегда отвергалась. Более точное определение отношений между Имамом и Богом было дано на Исмаилитской конференции в Париже в 1975 году, где было постановлено:

    «Имама следует объяснять как ‘мазхар’ Бога, а отношения между Богом и Имамом связаны с различными уровнями вдохновения и связи от Бога к человеку».

    Термин мазхар требует внимательного рассмотрения. Слово мазхар НЕ означает «копию» или «воплощение», как невежественно утверждал полемист Акбарали Мехерали. Мазхар – это арабское существительное места, которое переводится как «место проявления». В этом смысле, когда Имам называется мазхаром (местом проявления) Бога, это означает, что душа Имама подобна поверхности зеркала, в которой блистают и отражаются Имена и Качества Бога, создавая образ, составляющий чистую человеческую природу Имама. Таким образом, Божественный Свет существует «внутри» Имама в той же степени, в какой изображение объекта существует «внутри» зеркала. Божественный Свет сам по себе остаётся всегда постоянным, не изменяется и материально не входит в сотворённый мир. В исламском богословии и мистицизме делается различие между Сущностью Бога и Именами Бога, и из этих двух аспектов только Имена Бога отражаются в Имаме, а Сущность Бога остается непознаваемой и трансцендентной. Поэтому не может быть и речи о совершении ширка, поскольку Бог фактически или материально не входит в тело Имама. Это соотношение между Богом и Имамом в терминах мазхарийя (проявления) можно расширить на всё в Космосе: все существа, все созданные явления являются местами проявления (мазахир) Имён и Качеств Бога. Реза Шах-Каземи объясняет это так:

    «Это точка, которая подчеркивается суфиями с целью избежания обвинений в ширке: Бог действительно присутствует ‘внутри’ созданного существа, но только в том смысле, в котором изображение действительно присутсвует ‘внутри’ зеркала. Нет никаких сомнений в отсутствии материальных изменений стекла зеркала в результате отражения изображения, представленного на его поверхности; также не может даже идти речи о материальном изменении или появлении самого объекта в зеркале. Таким образом, Бог остается абсолютно трансцендентным, так же как объект остается полностью отличным от зеркала».

    Реза Шах-Каземи, «Другое в Свете Единого», Исламское общество текстов, Кембридж, 2006, стр. 110-111 ориг. изд. ↩︎
  13. Насир ад-Дин Туси, Равза-и-Таслим, перевод С. Дж. Бадахшани, издан под заголовком «Сады смирения», стр. 109 англ. изд.:

    «…человеческие души, следовательно, разнообразны и отличаются по своей восприимчивости к сверкающим лучам Божественного Повеления (анвар-и ишрак-и амр-и илахи), так же как материальные объекты по-разному восприимчивы к физическому свету солнца. [Рассмотрим] к примеру, камни: один [их вид] – черные как смоль, другие всё менее и менее темны, и их сущность всё более восприимчива к свету, вплоть до полупрозрачного стекла, которое получает свет с одной стороны и излучает с другой. Поскольку человеческие существа не в состоянии воспринимать Его Всемогущее Повеление напрямую, необходимо, чтобы существовали посредники, прямо видящие Божественное Повеление. Те, чьё сознание (хатир) ведёт себя как [полупрозрачное] стекло, поднятое к солнцу, были Пророками».

    Согласно приведённому объяснению Туси, души Пророка Мухаммада и шиитских Имамов подобны полупрозрачному стеклу или драгоценным камням, которые вбирают и отдают Божественный Свет в высшей возможной для сотворённого существа степени. Эта идея воплощена в архитектуре здания Делегаций Исмаилитского Имамата в Оттаве и Музея Ага Хана и Исмаилитского Центра в Торонто. ↩︎
  14. Духовная чистота Имамов провозглашается в кораническом стихе, известном как Стих Очищения (33:33): «Аллах хочет удалить скверну от вас, о Ахл ал-Байт, и очистить вас полным очищением». Согласно суннитским и шиитским хадисам этот стих был открыт в момент, когда Пророк Мухаммад обнял Имама Али ибн Аби Талиба, Имама ал-Хасана, Имама ал-Хусайна и Биби Фатиму и укрыл их своим плащом, показывая, что Бог очистил их души от всякой нечистоты. Для мусульман-шиитов все последующие Имамы обладают той же духовной чистотой. Эти понятия отражаются в современной исмаилитской молитве (Ду‘а) в Части I (ва ала‘л-а‘иммати’л-атхaр = «и пречистым Имамам») и Части IV (ва а‘имматика’л-мутахарин = «и Твоих пречистых Имамов»). ↩︎
  15. Насир ад-Дин Туси утверждает относительно различий между Имамами:

    «Всегда нужно помнить о принципе различения относительного и реального существования (хукм-и идафа ва хакикат)… поскольку существуют различные степени истины, и каждый Имам являет различную степень [истины], различную тайну, различную благодать (маслахат), которые они подробно раскрывают и разъясняют [людям]… Но поскольку Божественная Истина едина, и в этом единстве все эти степени являются одним, и все Имамы являются одним в реальности (хакикат), их личности (шахс) и дух каждого из них не отделены друг от друга».

    Насир ад-Дин Туси, Равза-и-Таслим, перевод С. Дж. Бадахшани, издан под заголовком «Сады смирения», Институт исмаилитских исследований, Лондон, стр. 127 англ. изд. ↩︎
  16. Ал-Кулайни, «Усул ал-Кафи», том 1, стр. 179 ориг. изд. Эти сведения были предоставлены и переведены усопшим шейхом Сетом ‘Абд ал-Хакимом Карни, да обретёт его душа вечный покой. ↩︎
  17. Этот момент может быть предметом дебатов – как указывают некоторые ранние шиитские традиции, Свет передаётся только когда предыдущий Имам уходит из жизни, в то время как другие традиции того же корпуса утверждают, что Свет обретается Имамами при рождении, с самого создания их душ в духовном Мире Частиц (алам ал-зарр). См. Лалани, «Ранняя шиитская мысль», стр. 80-82 англ. изд. Однако дальнейшие исмаилитские низаритские Имамы четко утверждают, что Имамы обладают Светом с рождения. ↩︎
  18. Имам Хасан ала-зикрихи ас-салаам подтверждает, как зафиксировано в «Равза-и Таслим» Насира ад-Дин Туси (стр. 123 англ. изд., перевод Бадахшани), что:

    «Назначение (насс) делается не для того чтобы сделать его Имамом; оно делается только чтобы люди могли признать его таковым, а иначе, с его точки зрения, все эти состояния ничем не отличаются друг от друга».
    ↩︎
  19. Шиитская литература хадисов описывает, как светлые души Имамов были созданы Богом до создания физического мира и душ других людей. Подробнее см. Мохаммад Али Амир-Моэззи, «Божественное руководство в раннем шиизме», Глава 1. ↩︎
  20. В этом правиле могут быть исключения. Например, Насир-и Хусрав упоминает случаи Имама Али Зайн ал-Абидина и Имама Исмаила ибн Джафара, каждый из которых исполнял функции имамата при живом отце. В первом случае Имам ал-Хусайн передал имамат Имаму Али Зайн ал-Абидину на поле боя в Карбале незадолго до того, как он сам выступил, чтобы дать последний бой армии Язида. В случае Имама Исмаила ибн Джафара сообщается, что его отец, Имам Джафар ас-Садик, сказал о нём: «Он Имам после меня, и всё, что вы узнаете от него, – то же, что вы узнали бы от меня». (Джафар ибн Мансур ал-Яман, «Асрар ан-Нутука», стр. 256 ориг. изд.). Насир-и Хусрав и другие исмаилитские да’и ссылаются на та’вил коранической истории о Солнце, Луне и Звездах, которые пали ниц перед Хазрат Юсуфом, согласно которой Имам, верховный худжжат, и другие худжжаты покорились Юсуфу как своему новому Имаму, в то время как предыдущий Имам, отец Юсуфа – Хазрат Якуб, был всё ещё жив. ↩︎
  21. Из «Маджалис ва’л-Мусайярат» Кади ан-Ну’мана, перевод Шафика Вирани в электронной переписке. ↩︎
  22. См. Пол Уокер, «Фатимидская история и исмаилитское учение», 2008, стр. 17 англ. изд. ↩︎
  23. Исмаилиты фатимидского периода также возносили благословения (салават) на вали‘ахд. Например, да’и ал-Найсабури возносит салваат на вали‘ахд в начале своего «Исбат ал-Имама», см. Пол Уокер, «Во славу ал-Хакима», в издании «Фатимидская история и исмаилитское учение», стр. 379 англ. изд. ↩︎
  24. Сообщается, что перед проведением погребальной церемонии Принца Али Хана в Саламие Имам Шах Карим сказал исмаилитским делегатам: «Помните, он был сыном Имама и отцом Имама». Заявления Пророка и ранних Имамов указывают на то, что родословная и предки Имамов были духовно чистыми и служили сосудом для Нура Имамата. Эта концепция также утверждается упомянутыми стихами Корана (3:33-34), согласно которым Бог избрал и возвысил род от Адама до Имрана (Аби Талиба, отца Имама Али) выше всех творений. В связи с этим Имам ал-Му’изз сообщил: «Мы проходим через чистые столпы и освящённые и целомудренные утробы; всякий раз, когда мы находимся в столпе и утробе, Бог проявляет нам власть и знание…» (Макарем, «Учение исмаилитов», Бейрут, 1972, стр. 32 англ. изд.), а Имам Хасан ‘ала-зикрихи ас-салаам сказал: «Имамы, как внешне, так и внутренне, как экзотерически, так и эзотерически, исходят из чистой линии и чресел Имама, один за другим» (Насир ад-Дин Туси, «Сады смирения», стр. 125 англ. изд.). Все эти принципы важны для верного понимания положения Принца Али Хана. Принц Али Хан был и сыном пречистого Имама, и отцом пречистого Имама, следовательно, он также должен разделять это состояние духовной чистоты. Имам Хасан ала-зикрихи ас-салаам также утверждает, что Нур Имамата присутствует даже в состоянии «интеллектуального семени», и в этом смысле Принц Али Хан стал сосудом, через который Свет Имамата был унаследован его сыном Имамом Шах Каримом от его отца Имама Султана Мухаммад Шаха. В итоге, хотя Принц Али Хан никогда не являлся формальным и действующим Имамом, его духовность и чистота были на том же уровне что и у Имамов, поскольку он является как потомком Имамов прошлого, так и предком всех Имамов будущего. Стоит отметить, что тогда, когда Имам Султан Мухаммад Шах, Принц Али Хан и Принц Карим жили в одно время, Имам повелел исмаилитской общине провести совместное празднование салгира в честь рождения всех троих 13 июня – и эта дата была датой рождения Принца Али Хана. ↩︎
  25. Фархад Дафтари, «Исмаилиты: Их история и доктрины», стр. 218 англ. изд. (второе издание), где он ссылается на предсказание, сделанное сирийским да’и Мухаммадом ибн ас-Сури и фатимидским кади ал-Малиджи. ↩︎
  26. Симонетта Кальдерини, «‘Алам ад-Дин в Исмаилизме: Мир Повиновения или Мир Неподвижности», Бюллетень Школы Восточных и Африканских Исследований, том 56, № 3, стр. 467: «Кирмани решительно отверг утверждения друзов о скором приходе Ка’има, повторяя, что Кияма не близок, но произойдет в далеком будущем, когда завершится долгий цикл из 49-ти Имамов». ↩︎
  27. Рафик Кишевджи, «Мистицизм и множественность смысла: на примере исмаилитов сельского Ирана», IIS Occasional Papers, стр. 6. ↩︎
  28. Коран 7:54 – «Аллах, Который сотворил Небеса и Землю за шесть дней, и потом утвердился на Троне». Согласно та’вилу этого стиха, как он изложен в многочисленных исмаилитских текстах, мир, созданный за шесть дней, это Мир Веры (‘алам ад-дин); Небеса представляют собой шари‘ат или экзотерические законы; Земля представляет собой тарикат или эзотерические пути; Шесть дней представляют собой шесть циклов шести Натиков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммада, каждый цикл длится примерно тысячу лет; Седьмой день (Суббота) или Трон есть Цикл Хазрат Ка‘има ал-Киямат, то есть Цикл Воскресения. Подробнее см. работу Шафика Вирани, «Дни Творения в Понимании Насир-и Хусрава», опубликованную в Академических статьях Института исмаилитских исследований. ↩︎

www.ismailignosis.com