Пророк Явленный: Что Коран говорит о Мухаммаде (С)

Современные дискуссии о духовной функции Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) из-за экзотерического и буквалистского влияния (таких групп как ваххабизм или школа Ахл ал-Кур’ан) превратились в балаган, в котором статус Пророка низведён до оратора или передатчика Корана и не более того. Такая концепция сводит величественную личность Пророка Мухаммада к ‘факс-машине’ и не позволяет оценить духовную глубину его статуса как Расулиллаха (Посланника Бога). Эта важная статья, опубликованная в Милад ан-Наби – День рождения Пророка Мухаммада (впервые отмеченный его наследниками и потомками, известными как Фатимидские Имам-Халифы), стремится раскрыть метафизический, духовный и религиозный статус Пророка Мухаммада на основе простого и понятного анализа стихов Священного Корана. Статья разделена на две части – ‘Отношения Пророка с верующим’ и ‘Отношения Бога с Пророком’. Будет показано, что Пророк Мухаммад является «Посланником» (расул) Бога, который раскрывает верующим не только Коран, но и Саму «Личность» Бога, – Его имена, атрибуты и качества. Эта статья предполагает, что Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) является истинным Пророком и что Коран является божественным откровением – логические и исторические доказательства пророчества Мухаммада (С) см. в статье статье «Доказательство пророчества».

Для мусульман выводы этой статьи ставят определённые требования в вере и практике – поскольку Коран является Божьим откровением и его стихи являют самый возвышенный образ Пророка Мухаммада, присутствие которого должно стать центром духовной жизни мусульман. Для учёных и историков это исследование показывает, как Коран – как самый ранний образец документальных свидетельств о жизни Пророка – описывает то, как Мухаммад (С) рассматривал свой духовный статус перед Богом и свою духовную власть в отношении своих последователей. В обоих случаях ясно, что первоначальный импульс веры, ставшей известной как ислам, вращался вокруг личности Пророка Мухаммада, а не вокруг писания, хадисов, закона или учёных (‘улама).

Сегодняшние мусульмане шииты-исмаилиты часто подвергаются несправедливой критике за уважение, почтение и любовь, которые они проявляют к своему нынешнему Имаму, Мавлана Шах Кариму ал-Хусайни Ага-Хану, – критике, основанной на сомнительном и поверхностном представлении о том, что ничему не должно быть оказано почтения, кроме Бога. Однако если Имам является духовным, религиозным и кровным преемником Пророка Мухаммада, тогда логично, что имамы продолжают выполнять все пророческие функции, кроме получения откровения Корана. Соответственно, если принять принцип шиитского имамата, – то всё почтение, причитающееся Пророку, будет направлено на имамов, которые являются его духовными преемниками. Поэтому неудивительно, что многочисленные духовные обязанности, возложенные Кораном на Пророка Мухаммада, продолжают выполняться сегодня Имамом Шах Каримом Ага-Ханом IV, включая функции руководства, попечительства, милосердия, прощения, помилования, заступничества, благословений и очищения. Все эти различные функции подтверждаются стихами Корана, которые цитируются в этой статье.

Нижеследующая диаграмма суммирует две темы этой статьи – Отношения Пророка и верующего и Отношения Бога и Пророка. Во внутреннем круге список Имён Бога, а во внешнем круге перечисляется каждая пророческая функция по отношению к верующим, в которой Пророк Мухаммад раскрывает одно из Имён Бога в своем лице:

Нажмите на диаграмму


Мы рекомендуем читателям просматривать эту заметку, чтобы лучше понять аргументы и обратить внимание на ключевые стихи Корана о духовном положении Пророка Мухаммада (С).


Часть 1: Отношения Пророка и верующего

Всеобъемлющая миссия Пророка Мухаммада:

«Даже как Мы послали среди вас Посланника из вас самих, который читает вам Наши знамения, и очищает вас (йузаккикум), и учит вас (йу‘аллимукум) Книге (ал-Китаб) и мудрости (ал-хикмат), и учит вас тому, чего вы не знаете…»

— Священный Коран 2:151; (см.также 62:2, 3:164)

Вышеупомянутый стих показывает, как миссия Мухаммада (С) включает в себя гораздо больше, чем раскрытие Корана. На самом деле только первая обязанность Мухаммада (С) – «читает вам Наши знамения (аят)» – относится к Корану. Другие обязанности Пророка включали очищение (тазкийа), обучение (та’лим) Книги, обучение внутренней мудрости Книги и обучение верующих новым знаниям. Таким образом, откровение Корана составляет лишь четвертую часть общей миссии Пророка.

Пророк Мухаммад является Путеводителем Верующих:

«И поистине, ты [Мухаммад] направляешь на Прямой путь (сират ал-мустаким)»...

– Священный Коран 42:52

Все мусульмане в каждой молитве обращаются к Богу с просьбой наставить их на Прямой путь. Но вышеприведенный стих, ниспосланный Пророку, ясно показывает, что на самом деле «вести по Прямому пути» – это обязанность Мухаммада (С).

«И Мы ниспослали тебе (также) напоминание, чтобы ты мог разъяснить (ли-тубайина) человечеству, что было ниспослано для них, – быть может они поразмышляют».

— Священный Коран 16:44; (см.также 16:64, 14:4)

Вышеупомянутый стих показывает, как Пророк помимо раскрытия Корана должен также дать “объяснение” (байан) Корана верующим, чтобы способствовать их собственным размышлениям (фикр).

Власть Пророка Мухаммада над верующими не ограничена:

Повиновение Пророку Мухаммаду – это повиновение Самому Богу

«Тот, кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху».

— Священный Коран 4:8

«Мы послали посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха»

— Священный Коран 4:64

«Воистину, те, которые воздают свой бай‘ат тебе, – воздают бай‘ат Самому Богу».

— Священный Коран 48:10

Вышеприведенные стихи показывают, что повиновение Пророку Мухаммаду равно и равнозначно повиновению Богу. Отсюда логически следует, что все повеления в Коране «повиноваться Богу» исполняются только через повиновение Пророку Мухаммаду.

«Поэтому, что бы Посланник вам не давал, – принимайте то. И что бы он не запрещал вам, – воздерживайтесь от того».

— Священный Коран 59:7

Вышеупомянутый стих указывает, что именно Пророк Мухаммад определяет то, что разрешено и что запрещено. Что бы Пророк не давал верующим – руководство, предписание ритуалов, правила поведения – должно соблюдаться.

Пророк Мухаммад имеет больше власти и близость к верующими, чем их собственные души:

«Пророк намного ближе (авла) к верующим, чем их собственные души (чем они сами)»

— Священный Коран 33:6

Пророк является Господином-Покровителем верующих:

«Воистину, ваш Господин-Покровитель (вали) – только Бог, Его Посланник и те, которые дают закат, пока они преклоняются».

— Священный Коран 5:55

Пророк Мухаммад является окончательным судьей и арбитром во всех вопросах:

«Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока не сделают тебя (о Мухаммад) судьей во всех спорах между ними, и не найти в их душах никакого сопротивления против твоих решений, и подчинятся полностью».

— Священный Коран 4:65

«Воистину, Мы ниспослали тебе Книгу с истиной, чтобы ты судил между людьми, как Аллах показал тебе».

— Священный Коран 4:105

«Ответ верующих, когда их призывают к Богу и Его Посланнику, чтобы он рассудил между ними, не иначе как такой: они говорят, «Мы слушаем и повинуемся» – это те, которые достигнут блаженства».

— Священный Коран 24:51

«Не подобает верующим, мужчине и женщине, когда дело было решено Богом и Его посланником, [выносить свое решение в деле]. Если кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение».

— Священный Коран 33:66

В приведённых выше стихах описывается подобающее положение верующего по отношению к Пророку Мухаммаду. Действительно, само условие «веры» (иман) заключается в том, чтобы искренне принять и подчиниться суду, указам и повелениям Пророка Мухаммада без каких-либо вопросов.

Пророк Мухаммад заслуживает чрезмерного уважения, почтения и чести:

Верующие должны чтить и уважать Пророка Мухаммада:

«Чтобы вы уверовали в Бога и Его Посланника, дабы помогали ему и почитали его, и славить Его утром и вечером».

— Священный Коран 48:9

«[Те], которые последуют за Посланником, Пророком умми, запись о котором они найдут в Торе и Евангелие. Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, он избавит их от бремени и оков, которые были на них. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, помогут ему и последуют за Светом, который ниспослан с ним – они являются успешными».

— Священный Коран 7:157

Верующие должны быть смиренными и снизить свои голоса в присутствии Пророка Мухаммада:

«О те, которые уверовали! Не устремляйтесь вперед в присутствии Бога и Его Посланника, и бойтесь Бога, ибо Бог есть Тот, Кто слышит и знает всё.
О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния станут напрасными, и вы даже не почувствуете [этого].
Воистину, те, которые понижают свои голоса в присутствии посланника Аллаха, – их сердца Аллах испытал для благочестия. Для них – прощение и великая награда».

— Священный Коран 49:1-3

Пророк Мухаммад олицетворяет Божественную милость и прощение:

Бог любит и прощает верующих при условии повиновения Пророку Мухаммаду:

«Скажи [о Мухаммад]: Если вы любите Бога, то следуйте за мной, и тогда Бог возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Бог – прощающий, милосердный».

— Священный Коран 3:31.

Любовь и прощение Бога достигают верующих только посредством их послушания Пророку Мухаммаду. Это показывает, как Мухаммад (С), по сути, является “вратами” и “каналом” Божьей любви и прощения.

Повиновение Пророку Мухаммаду приносит милость Бога верующим:

«И повинуйтесь Богу и Посланнику, – быть может вы получите милость».

— Священный Коран 3:132

Пророк Мухаммад является милостью Бога ко всем мирам:

«И Мы послали тебя (о Мухаммад) только как милость к мирам».

— Священный Коран 21:107

Пророк Мухаммад нежен/мягок из Божьего милосердия:

«Это по милости от Бога ты (о Мухаммад) был мягок с ними, потому что если бы ты был суровым и жестокосердечным, – они бы покинули тебя».

— Священный Коран 3:159

Этот стих устанавливает то, как нежные/мягкие качества Пророка Мухаммада по отношению к верующим являются на самом деле выражением милосердия Бога. Это свидетельствует о том, что милосердие Пророка – это проявление милосердия Бога.

Пророк Мухаммад – сострадателен и милостив к верующим:

«К вам явился Посланник из вас самих. Тяжко ему то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен (ра’уф) и милосерден (рахим) к верующим».

— Священный Коран 9:128

Присутствие Пророка Мухаммада является защитой от Божьей кары:

«Но Аллах не наказал бы их, в то время как ты [о Мухаммад] среди них, и Бог не наказал бы их, пока они ищут прощение».

— Священный Коран 8:33

Пророк Мухаммад просит прощения у Бога от имени верующих:

«И если бы они, когда причинили несправедливость себе [своим душам], пришли к тебе и попросили бы прощения у Бога и Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Бога прощающим и милосердным.

— Священный Коран 4:64

Вышеприведенный стих показывает, что: а) когда верующие просят прощения у Бога, – они должны войти в физическое присутствие Мухаммада (С); б) Мухаммад (С) должен молиться Богу и просить Бога о прощении верующих; и в) только после молитвы Мухаммада (С) о прощении Бога верующие «находят Бога прощающим и милосердным». Это показывает, как Пророк Мухаммад выступает в роли заступника и посредника между Богом и верующими в отношении прощения и милосердия Божьего.

Некоторые люди слишком высокомерны, чтобы принять молитвы Пророка Мухаммада о Божьем прощении:

«Когда им говорят: «Придите, чтобы Посланник Аллаха попросил прощения за вас», – они поворачивают головы в сторону, и вы увидите их уклонение, пока они высокомерны».

— Священный Коран 63:5

Несмотря на кораническое обещание заступничества и молитв Пророка Мухаммада, некоторые люди, даже некоторые мусульмане сегодня, слишком высокомерны, чтобы признать реальность и необходимость особых заступнических молитв Пророка.

Пророк Мухаммад милует и прощает верующих за их грехи и ошибки:

«Это по милости от Бога ты [о Мухаммад] был нежен с ними, потому что если бы ты был суров и жестокосердечным, они бы покинули тебя. Так прости же их (афу анхум) и попроси прощения для них (астагфир лахум) и советуйся о делах. И когда же ты решишься, то уповай на на Бога, ведь Бог любит уповающих».

— Священный Коран 3:159

«[Держись] прощения (ал-афу), вели творить добро и отвернись от невежд».

— Священный Коран 7:199, (см.также 5:13)

Вышеупомянутые стихи также подтверждают, как Пророку Мухаммаду приказано молиться Богу от имени верующих, которые ищут Божье прощение. Однако эти стихи также приказывают Пророку совершить и другое действие прощения или помилования (обозначенный арабским словом ‘афуа, – связанный со словом ма’аф на Урду). Поэтому Пророк Мухаммадм и а) просит Божьего прощения для верующих как заступник и б) милует верующих своим собственным действием прощения (см. также 5:13). Обе формы пророческого прощения необходимы.

Пророк Мухаммад принимает пожертвования (садака) от верующих и тем самым очищает, освящает и благословляет их своими особыми молитвами:

Верующие должны сделать пожертвование Пророку Мухаммаду перед личной встречей с ним:

«О те, которые уверовали! Когда вы лично беседуете с Посланником, то сделайте пожертвование (садака) перед вашей беседой. Это лучше для вас и чище. А если не найдете (средств)… то Бог – прощающий, милосердный!»

— Священный Коран 58:12

Этот стих устанавливает то, как верующие должны стремиться к личным встречам (наджва) с Пророком Мухаммадом. Коран рекомендует каждому верующему при этой особой встрече сделать пожертвование (садака) Пророку Мухаммаду, и что это пожертвование является средством достижения чистоты (тахара) верующих.

Пожертвование верующими из их богатства Пророку Мухаммаду является средством получения особых благословений и молитв Пророка:

«И среди арабов есть такие, кто имеет веру в Бога и в Последний День и принимают [считают] то, что их пожертвования приблизят их к Богу и помогут заслужить молитвы\благословени (салават) Посланника. Воистину, они (пожертвования) действительно являются средством приближения. Бог введёт их в Своё милосердие, ведь Бог прощающий, милосердный».

— Священный Коран 9:99

Вышеупомянутый стих существенно подтверждает, что некоторые арабы отдавали часть их богатства Пророку Мухаммаду как средство достижения молитв или благословений Пророка (салават) и близости к Богу. Стих поощряет эту практику предоставления пожертвований и утверждает, что в результате расходования своего богатства такие люди войдут в Божье милосердие.

«И (есть) другие, которые признали свои ошибки [грехи]. Они смешали праведные поступки с плохими. Быть может Аллах примет их покаяния. Воистину, Бог прощающий, милосердный. Возьми пожертвования (садака) от их богатства, чтобы очистить и освятить их с помощью него. И молись/отправляй благословения на них. Воистину, твоя молитва/благословение является источником покоя (сакан) для них. И Бог слышащий, знающий».

— Священный Коран 9:102:103

В следующих стихах продолжается описание тех верующих, которые совершали добрые дела, но также совершали грехи, признавая свои недостатки. Коран предписывает таким людям, совершившим какие-либо проступки, дать пожертвование (садака) из своего богатства (амвал) Пророку Мухаммаду. Затем Пророку предписывается принять эти пожертвования (садака) и тем самым очистить и освятить верующих. Пророку Мухаммаду также сказано дать свои особые молитвы или благословения верующим, и что особая молитва Пророка является источником покоя (сакан) для них. Этот стих ясно указывает на то, что пророческая практика Мухаммада (С) состояла в том, чтобы принимать материальные пожертвования от верующих и очищать, освящать и молиться/благословлять тех, кто подносил эти пожертвования.

На самом деле первоначальное понятие заката не сводилось к идее благотворительной милостыни. Закат и садака были платежами, которые верующие выплачивали Пророку Мухаммаду, чтобы получить прощение своих грехов и духовное очищение посредством его молитв и благословений – как показано в вышеупомянутых стихах. По этому поводу известный исследователь раннего ислама Фред Доннер писал:

«В более поздней мусульманской традиции такая благотворительность обозначается терминами закат или садака, обычно переводимыми как “милостыня”; эти два термина тесно связаны с молитвой во многих коранических отрывках, и более поздняя мусульманская традиция считает их, как [и] молитву, одним из “столпов веры”, которые определяют верующего. Однако последние исследования показывают, что изначальный коранический смысл заката и садака заключался не в милостыне, а скорее в штрафе или платеже, вносимом тем, кто был виновным в каком-либо грехе, в обмен на который Мухаммад молился, чтобы он очистился от греха и чтобы его другие дела процветали. В самом деле, даже в только что приведенном стихе (2:177) выплата заката упоминается после молитвы, что говорит о том, что это нечто иное, чем раздача богатства бедным (что мы обычно подразумеваем под милостыней), которая рассматривается в стихе до упоминания о молитве. Такое понимание заката или садака как платы за искупление или очищение от грехов чётко приведено в следующих стихах: «Другие признали свои грехи… Возьми пожертвования от их богатства, чтобы очистить (тузакки) и освятить их с помощью него. И молись за них. Воистину, твоя молитва является успокоением для них. И Бог слышащий, знающий» (К. 9:102:103); глагол “очищать” происходит от того же арабского корня, что и закат. Однако тот факт, что верующие иногда должны были вносить такие очистительные платежи, подчеркивает, что община в принципе была сосредоточена на поддержании своей внутренней чистоты, на том, чтобы насколько это возможно быть общиной, живущей строго по праведности, чтобы отдалиться от греховного мира вокруг них и тем самым обрести спасение в загробной жизни».

– Фред Доннер,
Мухаммад и верующие: у истоков ислама», 64)

Пророк Мухаммад – Свет от Бога, который разъясняет все вещи:

«О люди Писания! К вам явился Наш Посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и прощает многое. Теперь пришел к вам Свет (нур) от Бога и очевидная Книга..»

— Священный Коран 5:15 (см. также 5:19, 16:44, 16:64)

«О Пророк! Мы послали тебя свидетелем, приносящим весть добрую и увещевателем, призывающим к Богу с Его дозволения и светильником освещающим (сирадж муниран)

— Священный Коран 33:45-46

«Те, которые не веровали из людей Писания и многобожников, не собирались отходить (от их путей), пока не пришло к ним ясное доказательство (ал-байина) – Посланник от Бога, который читает очищенные страницы».

— Священный Коран 98:1-2

Внутренний характер Пророка Мухаммада является Возвышенным:

«Ты (Мухаммад), по милости Господа твоего, не одержимый (маджнун). И, поистине, для тебя – награда неизменная. И, поистине, ты – Возвышенного Нрава (хулк азим)».

— Священный Коран 68:2-4

Этот стих относится к характеру/нраву или внутренней конституции (хулк) Пророка как к «возвышенному» (‘азим). Это важно, поскольку Коран также называет себя «возвышенным» (‘азим) и часто упоминает Бога как «Возвышенного» (ал-азим).

Пророк Мухаммад – Всеобщий Свидетель Бога над человечеством:

«И как будет, когда Мы приведем от каждого народа (умма) свидетеля (шахид), и Мы приведем тебя (О Мухаммад) против них как свидетеля?»

— Священный Коран 4:41

Этот стих является одним из самых загадочных во всём Коране. В нём говорится, что в Судный день Пророк Мухаммад будет свидетелем над всеми свидетелями каждой нации или народа. Роль Пророка как всеобщего свидетеля предполагает, что он должен всё время духовно присутствовать в мире, чтобы действительно служить свидетелем деяний всех людей.

Пророк Мухаммад получает благодать, милость и знание от Бога:

«Если бы не Благодать Бога к тебе (О Мухаммад), то группа из них вознамерилась бы ввести тебя в заблуждение. Однако они вводят в заблуждение только самих себя и ничем не вредят тебе. И ниспослал тебе Бог Книгу и Мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. И милость Бога к тебе велика!»

— Священный Коран 4:113

Пророк Мухаммад вдохновлен Богом через Святого Духа и Свет:

«Не заблудился ваш спутник/хозяин (сахиб) и не обманут. Он не говорит по прихоти/желанию (ал-хава). Это – ничто иное, чем вдохновлённое вдохновение (вахйун йуха).

— Священный Коран 53:2-4

«Верный Дух (рух ал-амин) сошел с ним (откровением) на твое сердце (каблика), чтобы ты был одним из увещевающих на ясном арабском языке».

— Священный Коран 26:193-195

«И то, что Мы вдохновили тебя (О Мухаммад) Духом (рух) от Нашего повеления. Ты не знал, что такое Книга (китаб) и что такое Вера. Но Мы сделали его Светом (нур), которым Мы ведем тех из Наших рабов, кого пожелаем. И, воистину, ты направляешь на Прямой путь».

— Священный Коран 42:52

Эти стихи иллюстрируют природу божественного вдохновения (вахйта’йид), которое Бог даровал Пророку Мухаммаду. Во-первых, это вдохновение имеет духовную природу и исходит через Святой Дух, исходящий от Божьего Повеления. Во-вторых, вдохновение нисходит на Пророка через его сердце – духовную способность человеческой души, а не в форме звуков, слов, или букв. Таким образом, божественное вдохновение не является формой словесной диктовки, – такая идея является полным оскорблением духовной глубины Пророка Мухаммада. В-третьих, стихи показывают, что всё, что говорит, делает или думает Мухаммад (С) – является боговдохновенным; не только раскрытые Корана, но вся речь и руководство Мухаммада (С) направляются Богом, а не человеческими прихотями или желаниями. Это пророческое вдохновение является непрерывным, а не раздельным/прерывистым – оно не прекращается, не останавливается в один момент и не возобновляется в другой, а продолжается, как поток. Наконец, именно это вдохновение или божественная поддержка, данная Пророку Мухаммаду, позволяет ему выполнять все вышеперечисленные пророческие функции. Сама душа Пророка Мухаммада постоянно вдохновляется и направляется Святым Духом – именно это делает его более чем обычным человеком. Из этого можно даже сделать вывод, что Коран и сама личность Пророка Мухаммада являются проявлениями одного и того же Святого Духа, который исходит от Повеления Бога.

Ниже приводится краткое изложение приведенных выше стихов Корана о Пророке Мухаммаде:

Статус Пророка Мухаммада в Коране:

  • Пророк Мухаммад вдохновлен Святым Духом (42:52, 26:192-194)
  • Пророк Мухаммад является милостью (рахма) к мирам (21:107)
  • Пророк Мухаммад милосерден (рахим) к верующим (9:128)
  • Пророк Мухаммад сострадателен (рауф) к верующим (9:128)
  • Пророк Мухаммад благородный Посланник (расул карим) (69:40; 81:19-21)
  • Пророк Мухаммад – это Свет (нур) от Бога (5:15) и освещающий светильник (сирадж мунир) (33:46)
  • Пророк Мухаммад (как Пророк Ибрахим) мягок\нежен (халим) к верующим (11:75)
  • Пророк Мухаммад является обладателем власти (зу-ал-кувва) (81:20-21)
  • Пророк Мухаммад является учителем (муаллим) Книги и Мудрости и новых знаний (62:2; 3:164; 2:151)
  • Пророк Мухаммад, как и его предшественники, терпелив (сабур) (38:16, 46:34)
  • Пророк Мухаммад свидетель (шахид) человечества в Судный день (2:143, 33:46; 4:41)
  • Пророк Мухаммад является покровителем (вали) верующих (5:55)
  • Пророк Мухаммад молится Богу о прощении верующих (4:64, 63:5, 3:159, 60:12, 24:62)
  • Пророк Мухаммад прощает верующим (5:13; 3:159; 7:199)
  • Пророк Мухаммад ведет верующих по Прямому пути (сират ал-мустаким) (42:52)
  • Пророк Мухаммад имеет возвышенный (азим) нрав, характер (68:4)
  • Пророк Мухаммад является судьей верующих (4:65; 4:105; 24:51; 33:36)
  • Пророк Мухаммад разъясняет вещи верующим (5:15; 5:19; 16:44; 16:64; 14:4)
  • Пророк Мухаммад очищает и освящает верующих (9:103)
  • Пророк Мухаммад имеет власть (авла) над верующими (33:6)
  • Пророк Мухаммад призывает верующих к тому, что дает им жизнь (8:24)
  • Пророк Мухаммад читает знамения Бога (2:151)
  • Пророк Мухаммад посылает салават (благословения, молитвы) на верующих (9:103)
  • Пророк Мухаммад получает пожертвования (садака) от верующих (9:103; 58:12)
  • Пророк Мухаммад выводит людей из тьмы к Свету (14:1; 14:5 65:11)
  • Пророк Мухаммад является прекрасным примером для верующих (33:21)
  • Пророк Мухаммад является объектом большого уважения и почитания (48:9, 49:1-3)
  • Пророк Мухаммад повелевает одобряемое и запрещает предосудительное (7:157)
  • Тот, кто дает присягу (ба’йат) Пророку Мухаммаду, – дает присягу Богу (48:10)
  • Тот, кто повинуется Пророку Мухаммаду, повинуется Богу (4:80; 4:64)


Часть 2: Отношения Пророка и Бога

При более детальном рассмотрении вышеупомянутых стихов становится очевидным, что ряд качеств, атрибутов и функций, которыми Коран наделяет Пророка Мухаммада – идентичны Самым Прекрасным Именам Бога или коренятся в них.

В одном из примеров нам говорится, что обязанность Мухаммада (С) не в том, чтобы направлять верующих, но что именно Бог направляет тех, кого Он пожелает:

«Вести их – не твоя обязанность [О Мухаммад], но Аллах ведёт [Прямым путём] кого пожелает».

— Священный Коран 2:272

Но другой стих, процитированный выше, утверждает, что Мухаммад (С) ведёт людей на Прямой путь:

«И то, что Мы вдохновили тебя (О Мухаммад) Духом от Нашего Повеления. Ты не знал, что такое Книга (китаб) и что такое Вера. Но Мы сделали его Светом (нур), которым Мы ведем тех из Наших рабов, кого пожелаем. И, воистину, ты направляешь на Прямой путь».

— Священный Коран 42:52

Когда оба стиха рассматриваются в контексте, то единственный вывод заключается в том, что сам Мухаммад (С) направляется Богом напрямую через Святого Духа и что он, в свою очередь, направляет верующих от имени Бога. Таким образом, Бог фактически направляет людей через руководство Мухаммада (С). Соответственно, руководство Мухаммада (С) – это проявление Божьего руководства, а роль Мухаммада (С) как «ведущего» (ал-хади) на Прямой путь – это отражение Божьего Имени ал-Хади на земле.

Второй пример посредничества Пророка Мухаммада в проявлении Божьих действий – это принятие пожертвований (садака) и покаяние верующих:

«И (есть) другие, которые признали свои ошибки [грехи]. Они смешали праведные поступки с плохими. Быть может Аллах примет их покаяния. Воистину, Бог прощающий, милосердный. Возьми (худ) пожертвования (садака) от их богатства (амвалихум), чтобы очистить и освятить их с помощью него. И молись/отправляй благословения на них. Воистину, твоя молитва/благословение является источником покоя (сакан) для них. И Бог слышащий, знающий. Разве они не знают, что это Бог принимает покаяния от своих рабов и принимает пожертвования (йа’худу ал-садакат) и что это Бог – Принимающий покаяние, милосердный?».

— Священный Коран 9:102:104

В приведенном выше стихе Пророку Мухаммаду приказано «Взять (худ) пожертвования (садака) из их богатства (амвалихум)». Но следующий стих подтверждает, что – это Бог «принимает пожертвования (йа’худу ал-садакат)». Точно также Пророку Мухаммаду сказано очистить их (тутаххирухум) и освятить их (тузаккирухум) посредством этого пожертвования. Однако Коран также говорит, что «Бог очищает (йузакки), кого Он пожелает» (Коран 24:21, см.также 33:33). Опять же единственный логический вывод из таких стихов заключается в том, что Бог очищает тех, кого пожелает, посредством действия очищения верующих Пророком Мухаммадом. Таким образом, Мухаммад (С) является заступником, средством приближения / посредником (васила) и васита между Богом и верующими.

Третий пример содержится в стихах, которые описывают натуру и сущность Пророка Мухаммада теми же самыми основными атрибутами Самого Бога. В многочисленных стихах Корана (см. 9:117) Бог именуется «сострадательным, милосердным» (ал-ра’уф ал-рахим). Однако нижеследующий стих даёт точно такое же описание Пророка Мухаммада:

«К вам явился посланник из вас самих. Тяжко ему то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен (ра’уф) и милосерден (рахим) к верующим».

— Священный Коран 9:128

В этом стихе Пророк Мухаммад описывается в точно таких же выражениях, как и Имена Бога – как «сострадательный и милосердный» (ра’уф, рахим). Аналогичным образом Коран описывает внутреннюю натуру Пророка как ‘азим (возвышенный) – что также является одним из Имён Бога. В этой связи Имам Джафар ас-Садик (алайхи салам) утверждает, что Бог в действительности украсил Пророка Мухаммада Своими собственными атрибутами:

«Между Собой и ними (Своими созданиями) Он поместил одного из их собственных видов, одев его в Свои собственные атрибуты сострадания и милосердия».

– Имам Джафар ас-Садик,
(Реза Шах-Казими, «Духовные Поиски», 25)

Возможно, самый загадочный и таинственный стих Корана, выражающий отношения между Пророком Мухаммадом и Богом, следующий. Этот стих был явлен в связи с тем, что Пророку пришлось бросить несколько камней, чтобы защитить себя:

«И не ты [Мухаммад] бросил, когда бросил, но Аллах бросил, чтобы испытать верующих прекрасным испытанием».

— Священный Коран 8:17

С одной стороны, действие бросания камней Мухаммадом (С) подтверждается словами «когда бросил», затем отрицается словами «не ты бросил» и приписывается Богу, «но Аллах бросил». Таким образом, именно Бог «бросил» камни через действие Мухаммада (С), бросившего камни. Опять же, этот стих показывает, как Сам Бог действует посредством действия Мухаммада (С). В аяте 48:10 ссылаясь на верующих, кладущих свои руки под руки Пророка Мухаммада в акте бай’ата, Коран утверждает, что «Рука Бога над их руками». Это очень важно, поскольку с физической точки зрения именно рука Пророка Мухаммада была возложена на руки верующих. Но Коран приписывает все это дело Богу.

Таким образом, Пророк Мухаммад является инструментом или посредником, через которого Бог действует в отношении верующих, а также в своем собственном лице он является наивысшим отражением или проявлением Божьих Имён и атрибутов. На первый взгляд это может показаться противоречивым, поскольку Пророк Мухаммад является созданием и рабом (‘абд) Бога. Однако, истинное и полное рабство (‘ибада) перед Богом предполагает стирание всего индивидуального эгоизма и нечистоты. Такая душа, которая до конца очищена и смиренна перед своим Господом, становится подобной блестящему и отполированному зеркалу, в котором сияют и отражаются Божьи атрибуты. В этом отношении Пророк Мухаммад является одновременно самым скромным рабом Бога и самым высшим локусом/местом проявления (мазхар) или отражения Имён и атрибутов Бога. Это также делает Мухаммада (С) лучшим из всех сотворенных существ, а также заступником и посредником par excellence между Богом и Его созданиями.

Ниже коранические стихи, показывающие, как Пророк Мухаммад является одновременно заступником, посредником между Богом и верующими, и локусом проявления (мазхар) Божьих Имён и атрибутов:

Взаимосвязь между Божьими атрибутами и Пророком Мухаммадом:

  • Бог – ал-Рахман (Милостивый), и Пророк Мухаммад является рахма (милостью) (21: 107)
  • Бог – ал-Рахим (Милосердный) и Пророк Мухаммад – рахим (милосерден) (9:128)
  • Бог – ал-Рауф (Сострадательный) и Пророк Мухаммад – ра’уф (сострадателен) (9:128)
  • Бог – ал-Карим (Щедрый) и Пророк Мухаммад – карим (69:40; 81:19-21)
  • Бог – ал-Нур (Свет) и Пророк Мухаммад – нур от Бога (5:15) и освещающий светильник (сирадж мунир) (33:46)
  • Бог – ал-Халим (Сдержанный, Мягкий) и Пророк Мухаммад – халим (11:75)
  • Бог – ал-Кавий (Всесильный) и Пророк Мухаммад – зу-л-кувва (81:20-21)
  • Бог – ал-Алим (Знающий) и Пророк Мухаммад – учитель (муаллим) Книги и Мудрости и нового знания (62:2; 3:164; 2:151)
  • Бог – ал-Сабур (Терпеливый) и Пророки являются сабур (38:16, 46:35)
  • Бог – ал-Шахид (Свидетель) и Пророк – шахид (свидетель) человечества (2: 143, 33:45, 4:41)
  • Бог – ал-Вали (Покровитель) и Пророк Мухаммад – вали верующих (5:55)
  • Бог – ал-Гаффар (Прощающий) и Пророк Мухаммад просит для верующих прощения (4:64, 63:5, 3:159, 60:12)
  • Бог – ал-‘Афу (Милующий) и Пророк Мухаммад прощает верующих (5:13, 3:159; 7:199)
  • Бог – ал-Хади (Ведущий) и Пророк Мухаммад ведёт по Прямому пути (42:52)
  • Бог – ал-Азим (Великий) и сущность Пророка Мухаммада – азим (68:4)
  • Бог – ал-Хакам (Судья) и Пророк Мухаммад – судья верующих (4:65, 4:105; 24:51, 33:36)
  • Бог – ал-Мубаййин (Разъясняющий) (5:75, 24:58) и Пророк Мухаммад разъясняет вещи (5:15, 5:19, 16:44, 16:64, 14: 4)
  • Бог – ал-Мутаххир (Очищающий) (4:49; 33:33) и Пророк Мухаммад очищает верующих (9: 103)
  • Бог – ал-Мавла (Владыка)и Пророк Мухаммад имеет авла (власть) относительно верующих (33: 6)
  • Бог – ал-Мухйи (Дарующий Жизнь) и Пророк Мухаммад призывает верующих к тому, что дает им жизнь (8:24)
  • Бог читает Свои Знамения (2:252; 3:108), и Пророк Мухаммад читает Его Знамения (2:151).
  • Бог выводит людей из тьмы к Свету (2:257), и Пророк Мухаммад выводит людей из тьмы к Свету (14:1; 14:5 65:11)
  • Тот, кто дает присягу (бай’ат) Пророку Мухаммаду, – дает присягу Богу (48:10)
  • Тот, кто повинуется Пророку Мухаммаду, – повинуется Богу (4:80; 4:64)
  • Когда Пророк Мухаммад бросил камни, – на самом деле Бог бросил (8:17)

Нижеследующая диаграмма суммирует две темы этой статьи – Отношения Пророка и верующего и Отношения Бога и Пророка. Во внутреннем круге список Имён Бога, а во внешнем круге перечисляется каждая пророческая функция по отношению к верующим, в которой Пророк Мухаммад проявляет одно из Имён Бога:

Нажмите на диаграмму


Заключение: Необходимость преемника Мухаммада (С)

Подводя итог ещё раз – Коран приписывает Пророку Мухаммаду следующие описания, атрибуты и функции:

  • Пророк Мухаммад вдохновлен Святым Духом (42:52, 26:192-194)
  • Пророк Мухаммад является милостью (рахма) к мирам (21:107)
  • Пророк Мухаммад милосерден (рахим) к верующим (9:128)
  • Пророк Мухаммад сострадателен (рауф) к верующим (9:128)
  • Пророк Мухаммад благородный Посланник (расул карим) (69:40; 81:19-21)
  • Пророк Мухаммад – это Свет (нур) от Бога (5:15) и освещающий светильник (сирадж мунир) (33:46)
  • Пророк Мухаммад (как Пророк Ибрахим) мягок\нежен (халим) к верующим (11:75)
  • Пророк Мухаммад является обладателем власти (зу-ал-кувва) (81:20-21)
  • Пророк Мухаммад является учителем (муаллим) Книги и Мудрости и новых знаний (62:2; 3:164; 2:151)
  • Пророк Мухаммад, как и его предшественники, терпелив (сабур) (38:16, 46:34)
  • Пророк Мухаммад свидетель (шахид) человечества в Судный день (2:143, 33:46; 4:41)
  • Пророк Мухаммад является покровителем (вали) верующих (5:55)
  • Пророк Мухаммад молится Богу о прощении верующих (4:64, 63:5, 3:159, 60:12, 24:62)
  • Пророк Мухаммад прощает верующим (5:13; 3:159; 7:199)
  • Пророк Мухаммад ведет верующих по Прямому пути (сират ал-мустаким) (42:52)
  • Пророк Мухаммад имеет возвышенный (азим) нрав, характер (68:4)
  • Пророк Мухаммад является судьей верующих (4:65; 4:105; 24:51; 33:36)
  • Пророк Мухаммад разъясняет вещи верующим (5:15; 5:19; 16:44; 16:64; 14:4)
  • Пророк Мухаммад очищает и освящает верующих (9:103)
  • Пророк Мухаммад имеет власть (авла) над верующими (33:6)
  • Пророк Мухаммад призывает верующих к тому, что дает им жизнь (8:24)
  • Пророк Мухаммад читает знамения Бога (2:151)
  • Пророк Мухаммад посылает салават (благословения, молитвы) на верующих (9:103)
  • Пророк Мухаммад получает пожертвования (садака) от верующих (9:103; 58:12)
  • Пророк Мухаммад выводит людей из тьмы к Свету (14:1; 14:5 65:11)
  • Пророк Мухаммад является прекрасным примером для верующих (33:21)
  • Пророк Мухаммад является объектом большого уважения и почитания (48:9, 49:1-3)
  • Пророк Мухаммад повелевает одобряемое и запрещает предосудительное (7:157)
  • Тот, кто дает присягу (ба’йат) Пророку Мухаммаду, – дает присягу Богу (48:10)
  • Тот, кто повинуется Пророку Мухаммаду, повинуется Богу (4:80; 4:64)


Все вышеперечисленные духовные функции выходят далеко за рамки функции Пророка по декламации и возвещению Корана. На самом деле, эти перечисленные выше духовные функции относятся к категории вилаята (духовного покровительства), а не законодательного пророчества (нубувват), которое заключается только в провозглашении откровения. Простое сосредоточение внимания на нескольких вышеупомянутых духовных функциях Мухаммада (С) показывает необходимость в духовном наследнике и преемнике Пророка. Если Мухаммад (С) ответственен за руководство верующих от имени Бога, за молитву о прощении верующих (4:64), принятие от них пожертвований для очищения их (9:102-104) от имени Бога, посылание на них благословений для их покоя (9:103), судейство между ними (4:65) и за принятие их повиновения от имени Бога – и всё это в свое время, – так разве не требует это присутствия кого-то, кто бы выполнял эти духовные функции для верующих в каждый век и время после ухода Пророка? Если ответ отрицательный, то разве это не противоречит самой справедливости Бога? Зачем Богу благословлять людей определенного времени и эпохи личностью, выполняющей все вышеперечисленные функции, а затем лишать того же благословения бесчисленное множество людей, живущих после него? Единственный логический вывод состоит в том, что такая личность, как Пророк Мухаммад, всегда должна присутствовать в мире, чтобы продолжать его духовную и религиозную миссию.

Статус Мухаммада (С) как Печати пророков означает лишь завершение откровения писаний и законодательного пророчества. Но Божественное вдохновение (та’йид) и духовное покровительство (вилаят) должны продолжаться всегда – иначе человечество было бы полностью лишено Божественного руководства. Таким образом, преемник Мухаммада (С) относительно Божественного вдохновения (та’йид) и функций вилаята – личность, которая продолжает вести верующих от имени Бога, молиться за их прощение, принимать их пожертвования и очищать их от имени Бога, посылать благословения на них, судить между ними и принимать их повиновение от имени Бога – это наследный исмаилитский Имам из потомства или Ахл ал-Байта Мухаммада (да благословит Аллах его и род его).

«Кроме того, по божественному праву должно существовать продолжение хотя бы части первоначальной связи между человеком и Богом, во многом такой, какой она была при жизни Пророка. Иными словами, в мире во все времена должен быть пророчески вдохновленный человек, который, будучи наследником самого Пророка, продолжает принцип его правления во всех тех вопросах, где его [т.е. Пророка] власть была когда-то верховной… В нынешнюю историческую эпоху таким человеком является Имам, и он по необходимости является прямым потомком Мухаммада через его единственного избранного наследника и исполнителя завещания ‘Али Ибн Аби Талиба».

– Пол Уолкер,
Ранний философский шиизм», англ.изд., 3-4)


www.ismailignosis.com