«Слово Имама в вере является абсолютным законом. Каждый исмаилит должен принимать его».
– Имам Шах Каримал-Хусайни Ага Хан IV
«Величайшей опасностью для каждого мусульманского гражданина – и у меня в этом нет ни малейшего сомнения – является алкоголь».
– Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III
«Наше убеждение таково, что вещь, которая отличает человека от животных – это его сила мысли. Всё, что препятствует этому процессу – неправильно. Поэтому алкоголь запрещён. Я никогда не прикасался к алкоголю».
– Имам Шах Каримал-Хусайни Ага Хан IV
«В действительности, наши системы ценностей крайне важны для будущего».
– Имам Шах Каримал-Хусайни Ага Хан IV
В нижеследующей речи на конференции Сират от 1976 года исмаилитский Имам Времени – Мавлана Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV – обозначил драматическую смену моральных устоев, произошедших в Западном мире на протяжении последних сорока лет.
«Я наблюдаю в Западном мире глубоко меняющийся характер человеческих отношений. Якоря морального поведения представляются затянутыми на такие глубины, что не в состоянии стойко держать корабль жизни: то, что ранее считалось неправильным, сейчас является просто неконвенциональным, и ради индивидуальной свободы должно быть терпимо. То, что терпимо, в скором времени становится приемлемым. Напротив, то что ранее было правильным, сегодня рассматривается как устаревшее, старомодное и часто становится объектом насмешек».
– Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV,
Президентское послание, Международная конференция Сират, 12 марта 1976 года – http://www.nanowisdoms.org/nwblog/1804/
Исмаилитские Имамы постоянно наставляли своих муридов следовать ценностям и этическим принципам ислама, которые включают воздержание от алкоголя, курения, наркотиков и других духовно и физически уничтожающих социальных привычек. Ещё с ранних времён ислама шиитский исмаилитский имамат осуждал потребление алкоголя как «величайшее из всех грехов». За прошедшие пятьдесят лет исмаилитские Имамы точно так же осуждали курение и употребление наркотиков.
[ПРИМЕЧАНИЕ: В приведённых ниже заявлениях Имамы осуждают действие употребления алкоголя как «злое», «греховное» или «неправильное»; они не осуждают лиц, которые могут быть вовлечены в подобные действия. Цель передачи этой информации заключается в информировании людей о процессе принятия решений, а не судить людей за то, что они могут или не могут делать или делали. Каждый человек под руководством Имама должен принимать собственные оценочные суждения]
Для мусульман исмаилитов наследный Имам из рода Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и род его) и Имама Али ибн Аби Талиба (мир ему) обладает абсолютной властью над религиозными и духовными делами, подобно тому как Пророк обладал в своё время. Следование наставлению Имама необходимо для спасения всех тех, кто воздал бай’ат (духовная верность) Имаму, став его муридами и духовными детьми. Бай’ат между Имамом и муридами является духовным договором, предписывающим ряд религиозных, этических и моральных обязательств муридов перед Имамом, – включающих стремление подчиняться наставлению Имама во всех религиозных и духовных делах. В этой связи в публичном интервью Sunday Times Weekly Review 12 декабря 1965 года Имам Шах Карим ал-Хусайни объяснил, что:
«Слово Имама в вере является абсолютным законом. Каждый исмаилит должен принимать его. Община всегда чётко следует личному образу мышления Имама. Это одна из особенностей исмаилитов».
– Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV,
The Sunday Times, 12 декабря 1965 г. – http://www.nanowisdoms.org/nwblog/1400/
Как и все другие школы ислама, исмаилитские Имамы запретили алкоголь для своих духовных детей в любых количествах, и эта статья содержит обзор наставлений имамата по этому вопросу. На протяжении предыдущего столетия Имам Султан Мухаммад Шах и Имам Шах Карим ал-Хусайни (мир им) высказались против употребления алкоголя, как публично, так и в наставлении исмаилитскому Джамоату. Например, в выступлении в Йоханнесбурге 7 августа 1945 года Имам Султан Мухаммад Шах говорил:
«Величайшей опасностью для каждого мусульманского гражданина – и у меня в этом нет ни малейшего сомнения – является алкоголь. Время показало, что это для вас вредно; это вредно для вашей личности; это вредно для вашего здоровья. Он запрещён, потому что несёт больше зла, чем добра. Поверьте мне, в такой общине как вашей алкоголь несёт смертельную опасность. Если вы пристраститесь к алкоголю, то я не знаю, куда это вас приведёт. Горстка, то тут, то там, слабых или несчастных, находит свой путь к этому страшному яду. Избегайте его любой ценой. Избегайте его, говорю я, потому как в этой стране вам непозволительно терять ни одного человека».
– Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III,
Рекомендации мусульманам Трансвааля, 1954, Йоханнесбург, Южная Африка
(http://www.nanowisdoms.org/nwblog/10699/)
Есть определенные люди, считающие, что употребление алкоголя допустимо, если человек делает честное личное суждение по этому поводу, используя собственный интеллект и рассудок. Однако эта позиция саморазрушительна, потому что, во-первых, употребление алкоголя наносит ущерб человеческому интеллекту и силе мысли и препятствует их функционированию. Следовательно, абсолютно бессмысленно оправдывать употребление алкоголя во имя своего индивидуального интеллекта, когда это фактически снижает возможности этого интеллекта. Во-вторых, центральной предпосылкой в исмаилитской мысли является недостаточность индивидуального человеческого интеллекта и необходимость в получении руководства от совершенного интеллекта. Фактически, это и является причиной того, что каждый исмаилитский мурид даёт клятву верности, повинуясь Имаму, и подобная клятва является признанием несовершенства индивидуального интеллекта и превосходства божественно-вдохновлённого интеллекта Имама. В интервью с Sunday Times Weekly Review 12 декабря 1965 года Имам Шах Карим ал-Хусайни (с.а.) разъяснил позицию мусульман-исмаилитов относительно алкоголя:
«Это запрещено. … Есть чёткий набор правил по которым можно жить… Наше убеждение таково, что вещь, которая отличает человека от животных – это его сила мысли. Всё, что препятствует этому процессу – неправильно. Поэтому алкоголь запрещён. Я никогда не прикасался к алкоголю. Но для меня это не пуританский запрет. Я не хочу пить. Я никогда не хотел пить. На меня не оказывает никакого давления моя религия».
– Имам Шах Карим ал-Хусайни АгаХан IV,
The Sunday Times, 12 декабря 1965 г. – http://www.nanowisdoms.org/nwblog/1400/
Наставления Имама Султана Мухаммад Шаха против употребления алкоголя
В Мумбаи (3 апреля 1893 года) Имам Султан Мухаммад Шах назвал алкоголь отвратительным и «величайшим из всех грехов» – даже более греховным, чем идолопоклонство или убийство верующего. Он приказал всему Джамоату держаться подальше от алкоголя. Он заключил тем, что тот, кто услышал этот приказ, должен покаяться и обещать, что больше «никогда» не будет употреблять алкоголь.
24 апреля 1891 года Имам Султан Мухаммад Шах сказал, что пьющие алкоголь будут наказаны в День Суда.
В Ахмабаве (16 февраля 1896 года) Имам Султан Мухаммад Шах сказал, что истинный верующий не пьёт алкоголь.
На Занзибаре (20 февраля 1925 года) Имам заявил, что верующий не пьёт алкоголь, а тех, кто употребляет алкоголь, ждут сильные страдания в этом мире и в будущем.
В Послании Африке (7 апреля 1953 года) Имам Султан Мухаммад Шах сказал, что алкоголь является самым опасным из врагов человека, поскольку он приближается как друг, но в самом деле является самой опасной ловушкой. Он объяснил, что алкоголь – это яд для организма, который убивает не только тело, но и «убивает вашу душу».
В Лондоне (11 июня 1951 года) Имам Султан Мухаммад Шах описал алкоголь как «сон», который заставляет человека забывать реальность и убегать от жизни.
В Послании 1953 года Имам Султан Мухаммад Шах предупредил, что те, кто пьют алкоголь «постепенно потеряют веру» в свою религию и «потеряют веру в моё руководство», потому что Имам «всегда говорит вам не пить алкоголь».
В Карачи (2 февраля 1951 года) Имам сказал, что Дьявол использует вас, когда вы пьёте алкоголь и употребляете табак.
В Найроби (5 июля 1946 года) Имам объяснил, что ему «жалко» своих муридов, которые пьют алкоголь, и что Имам сам «переполняется слезами» и «охватывается горем» когда он видит, что его муриды пьют алкоголь.
В 1953 году (в Венеции) Имам Султан Мухаммад Шах выразил свою радость, что «всевозможные меры» предпринимаются для просвещения Джамоата об опасностях алкоголя и табака. Имам также был рад «действиям, предпринятым» Исмаилитскими Советами «против употребления табака и алкоголя», и что многие духовные дети должны дать клятву держаться подальше от этих веществ.
Наставления Имама Шах Карима ал-Хусайни о вреде алкоголя
В Лондоне (8 июня 1964 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни приказал своим муридам отказаться от потребления алкоголя, называя его «самой отвратительной привычкой». Он объяснил, что потребление алкоголя является тем, что он «осуждает», и что оно не приносит ничего, кроме духовного горя.
В Элдорет (октябрь-ноябрь1966 года) и позднее в Уганде (декабрь 1966 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил, что следует «держаться подальше» от курения и алкоголя. Имам недвусмысленно сказал, что хочет, чтобы его муриды перестали пить, потому что это неприятно, затратно, приносит человеку бесчестие и создаёт «очень плохое» впечатление о Джамоате. В заключение Имам объяснил, что он отдал этот приказ из любви к Джамоату. В этом же обращении Имам опроверг мнение о том, что употребление алкоголя способствует определённому социальному статусу или различию и подчеркнул, что тот, кто считает, что употребление алкоголя даёт социальное различие, – имеет ложное представление о том, что такое социальное различие на самом деле.
В Танзании (8 ноября 1966 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил об употреблении алкоголя как об ужасной привычке и воскликнул, что быть пьяным – это «грех против ислама».
В Дар-эс-Саламе (11 ноября 1970 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни заявил, что потребление алкоголя, курение и наркотики – «потеря» для молодого поколения, и что такие привычки «не для Джамоата». Он заключил, что вовлечение в потребление алкоголя и в курение – это «путь к разрушению Джамоата».
В Париже (30 июня 1972 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил, что такие привычки как потребление алкоголя и курение надо прекращать и держаться от них в стороне. Он отметил, что считает употребление алкоголя такой же глупостью, как и отрезание руки. В этом же фармане Имам напомнил своему Джамоату, что в День Суда им не будет меньшего суда лишь по той причине, что они жили в Западном мире, и им не будет позволено говорить: «Я не практиковал свою веру, потому что жил в Лондоне». Имам подчеркнул, что его муридам в День Суда будут заданы те же вопросы, что и другим мусульманам, и что не следует предаваться «преходящим привычкам», таким как потребление алкоголя и курение, которые существуют в Западном мире.
В Мванзе (10 ноября 1966 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил, что алкоголь не для его муридов, что [он] создаёт «очень неприятное впечатление» о Джамоате и приводит к затрате огромного количества денег.
В Лондоне (23 сентября 1973 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни назвал алкоголь, курение и наркотики «социальным злом», которое уменьшает у человека «способность к реализации» в мирских и духовных делах. Он заключил тем, что его муриды должны «оставаться чистыми» в отношении этих вопросов.
В Ванкувере (15 ноября 1978 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил об алкоголе и курении как о «легкомысленных плохих привычках», которые готовят молодых людей и девушек стать «искалеченными мужчинами и искалеченными женщин». Имам предупредил, что такие привычки являются «ограничением» для ума и тела.
В Торонто (23 ноября 1978 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни предупредил своих муридов держаться подальше от «легкомысленных социальных привычек» Западного мира, объяснив, что они не способствуют «ничему» в физическом или интеллектуальном отношении.
В Лондоне (1 сентября 1979 года) Имам призвал Джамоат оставить «легкомысленные плохие привычки» потребления алкоголя, курения и употребления наркотиков, заявляя, что они «уничтожают вас».
В Торонто (27 апреля 1983 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил о потреблении алкоголя и курении как о социальных привычках, которые являются «злом», наставив Джамоат не «порочиться» вовлечением в них.
В Лондоне (6 июля 1983 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни назвал употребление алкоголя и курение «привычками Западного мира», которые вызывают дисгармонию и которые «снижают» способности Джамоата заботиться о своей собственной судьбе. Он напомнил, что Джамоату не следует идти на компромисс в отношении «фундаментальных принципов» веры, вовлекаясь в эти дела.
В Чикаго (5 ноября 1986 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни говорил об употреблении алкоголя и курении как о «злых и нездоровых» привычках, наносящих «ущерб» каждому человеку и его семье. И в Хьюстоне (8 ноября) Имам снова назвал употребление алкоголя и курение «злом с точки зрения морали».
В Лиссабоне (9 апреля 1987 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни потребовал от Джамоата проявить «дисциплину, неумолимость, честность, мужество», чтобы «выстоять» и отвергнуть социальные привычки употребления алкоголя и курения и не «отклоняться» от Прямого пути.
В Торонто (5 июня 2005 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни объяснил, что Джамоат «должен сделать выбор» – либо «сохранить» целостность системы ценностей шиитского исмаилитского ислама, либо позволить исмаилитской системе ценностей «смениться» ценностями, которые не имеют корней в шиитском исмаилитском тарикате. Он наставил Джамоат «провести осторожную оценку ценностей» для будущего Джамоата. В тот же день Имам велел Джамоату сторониться «нежелательных» социальных дел, которые «бесполезны, затратны и ущербны», поскольку жизнь слишком коротка, а здоровье слишком хрупкое.
В Торонто (22 ноября 2008 года) Имам Шах Карим ал-Хусайни отметил, что некоторые социальные привычки «легкомысленны», а некоторые являются «злом», и приказал своему Джамоату «отказаться от обоих».
Наконец, 13 декабря 2008 года Имам в своём всемирном послании заявил, что он не «допустит компромиссов» в мусульманские-исмаилитские системы ценностей. Аналогично, в интервью 2008 года Имам Шах Карим ал-Хусайни сказал:
«… прогресс не означает уподобляться Западу. Прогресс в Умме означает продвижение в повышении качества жизни, но не отказ от своей идентичности, не отказ от своей системы ценностей. Действительно, наши системы ценностей крайне важны для будущего».
– Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV
Сирийское Телевидение, 29 августа 2008 г., (http://www.nanowisdoms.org/nwblog/9004/)
Правдивая история о муриде, который отказался от алкоголя в соответствии с руководством имамата
Муриду Имама никогда не поздно отказаться от алкоголя, курения и других легкомысленных социальных привычек. Благословения Имама всегда изливаются на души его муридов, и только пороки и грехи души могут препятствовать духовному очищению души и блокировать получение ею этих благословений. Однако отказ от употребления алкоголя, искреннее раскаяние и поиск прощения Бога и прощения Имама может привести к духовному преображению в жизни и душе мурида. В этой связи исмаилитский философ Насир ад-Дин Туси написал:
«Преданные, лишённые всяких сомнений или колебаний, но с полной уверенностью и искренним доверием, должны верить, что один милосердный (рахмат) взгляд (назар) или знак принятия, данный Имамом на мольбу и просьбу созданий от первого до последнего, может отпустить их грехи и простить их недостатки, превращая их беззакония в дела заслуг».
– Насир ад-Дин Туси,
(«Сады смирения», С. Дж. Бадахшани, 94)
Интересно будет привести пример из реальной жизни: во время своего знаменательного визита в Восточную Африку между 18 октября 1966 года и 11 декабря 1966 года Хазир Имам Шах Карим ал-Хусайни дал множество фарманов против разрушающих привычек употребления алкоголя и курения. [Проповедник] Варас Кассим Али был на служении в Восточной Африке, и по возвращении он объяснил суть фарманов в Джамаатхане Адена и Карачи. Он также акцентировал внимание на курящих и зависимых от алкоголя. Его выступление поразило сердца слушателей, и большинство из них отказались от пагубных привычек. Среди них был человек, зависимый от алкоголя и курения в течение 16 лет. Отказаться от старых привычек в один миг было не так-то просто, но он твёрдо решил отказаться от них в соответствии с приказами Имама. На четвертый день после воздержания его постиг фатальный сердечный приступ и он скончался.
Варас Кассим Али подготовил доклад о своей поездке по Восточной Африке, Адену и Карачи и отправил его Имаму 20 января 1967 года, включая, в частности, инцидент с вышеупомянутым человеком. Имам отправил следующее сообщение 24 января 1967 года:
Мой дорогой Проповедник Кассим Али,
Я получил два ваших письма от 20 января и с большим интересом прочитал их содержание.
Я очень рад вашей, действительно, хорошей работе и я даю вам мои самые тёплые отцовские и материнские любящие благословения за ваше преданное служение.
Рад слышать, что вы смогли остановиться в Адене по дороге в Карачи и что мой Джамоат в Адене смог послушать ваш ва’з.
Я передаю мои самые тёплые отцовские и материнские любящие благословения умершему духовному чаду, упомянутому в вашем отчёте, и молюсь, чтобы его душа покоилась в вечном мире. Я посылаю ему свои особые любящие благословения за то, что он отказался от своей 16-летней привычки употребления алкоголя и курения.
– Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага-Хан IV,
(Процитировано у Мумтаза Али Таджддина Садика Али в «101 Исмаилитских героя»)
Решение полного воздержания от употребления алкоголя, курения и других разрушительных социальных привычек сводится к личному выбору послушания решению Имама, заботе о вечной человеческой душе и подавлению животных порывов в ней. Только применяя его руководство на индивидуальном уровне, можно привести коллективное духовное здоровье общины к великому благу:
«Если можно принести счастье одному человеку, то хотя бы в нём можно победить тёмные и злые импульсы. И разве сила добра в отдельном человеке в конце концов не одержит верх над силой зла во многих?»
– Имам Султан Мухаммад Шах Ага-Хан III,
(‘Мемуары Ага-Хана’: Мир и время, 334)
Приложение: Наставления ранних Имамов
Имам Джафар ас-Садик
«Ни один пророк не был явлен, которого бы Аллах не учил, совершенствовав его веру, что алкоголь запрещён. Алкоголь никогда не переставал быть запрещённым».
(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:296)
«Тот, кто пьёт глоточек, Аллах проклинает его, ангелы, пророки и верующие. Если он выпьет до пьянства, дух веры отрывается от него».
(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа‘ил аш-Ши’а, 25:297)
«Три человека никогда не попадут в рай. Тот, кто проливает кровь, тот, кто пьёт алкоголь и сплетник».
(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:305)
«Никто не ослушается Аллаха больше, чем тот, кто пьёт алкоголь».
Человек спросил Имама Джафар ас-Садика: «Что хуже, пить алкоголь или не читать молитву? «Имам ответил: «Пить алкоголь. Знаете почему?» Человек ответил: «Нет». Имам сказал: «Потому что человек при этом будет в таком состоянии, что не будет знать своего Господа».
(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:313-314)
«Поистине, Аллах сделал дом для неповиновения, и сделал дверь для этого дома, и сделал замок для этой двери, и сделал для этого замка ключ. И ключом этого дома неповиновения является употребление алкоголя».
(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:313-314)
«Алкоголь является владыкой всех грехов».
(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:315)
«Употребление алкоголя является ключом к каждому греху».
(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:315)
«Алкоголь является ключом, который открывает всё зло».
(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:316)
Неверующий спросил Имама Джафар ас-Садика: «Почему Аллах запрещает алкоголь?» Имам ответил: «Потому что алкоголь является матерью всего зла».
(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:317)
Имам Мухаммад ал-Бакир
Имам Мухаммад ал-Бакир: «Пьющий алкоголь появится в День воздаяния с очернённым лицом, свисающим языком и криками: Жажда, жажда!»
(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:297)
Имам Али
Имама Али спросили: «Вы утверждаете, что пить алкоголь хуже, чем прелюбодеяние и воровство». Имам ответил: «Да, потому что человек который совершает прелюбодеяние, возможно ничем иным не займётся, тогда как человек, который пьёт, может совершить и прелюбодеяние, и кражу, и убийство человека, душу которого Аллах сделал священной, и оставит молитву».
(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:316)
Пророк Мухаммад
«У того, кто пьёт алкоголь до состояния пьянства, молитвы не будут приняты в течение сорока дней».
(Ал-Хурр ал-‘Амили, Васа’ил аш-Ши’а, 25:298)
www.ismailignosis.com
Оставить комментарий