Вечный Имам: Песнь Кришны и Проповеди Али


Имам ‘Али ибн Аби Талиб однажды провозгласил эти сотрясающие душу слова в своей «Проповеди Великого разъяснения»:

Как можно объяснить столь сильные заявления Имама? Выдающийся учёный Анри Корбен напоминает нам:

Мусульманская исмаилитская философия описывает, как бесчисленное количество Имамов существовали на земле в течение неисчислимого множества Циклов и Периодов (подробнее в этой статье). Но в основе множественности и разнообразия исторических Имамов находится единый Свет (нур) или Реальность (хакикат) – «Вечный Имам»:

Что такое Вечный Имам? Бог есть Абсолютная Реальность (ал-Хакк), Сущность (аз-зат), Создатель (ал-Мубди‘) всего сущего – полностью превосходящий все имена, атрибуты, описания и качества, включая даже бытие и небытие (прочитайте статью о таухиде здесь). Вечный Имам есть первое возникшее и первое проявление Бога – известное как Божественное Слово (араб.: калима; греч.: Логос), Свет Мухаммада (нур Мухаммади) и Универсальный Интеллект (ал-‘акл ал-кулл) в суфизме и исмаилитском познании, в соответствии с хорошо известными хадисами Пророка:

Вечный Имам – это Высшее Имя Бога, содержащее в себе все Божественные Имена и Атрибуты: Живой (ал-хайй), Самосущий (ал-каййум), Знающий (ал-‘алим), Совершенный (ат-тамм), Возышенный (ал-‘али), Всемилостивый (ар-рахман), Предвечный (ал-кадим), Творец (ал-халик), Поддерживающий (ар-рабб), Свет (ан-нур), Единый (ал-вахид), Свидетель (аш-шахид), Лик Бога (вадж Аллах) и другие. Таким образом, Вечный Имам является величайшим проявлением и вечной «персонификацией» трансцендентного Абсолюта в форме Имён и Атрибутов – «Владыка», которому напрямую поклоняются и которого почитают творения. Но Вечный Имам не является Самим Богом: Тот, Кто есть Абсолютная Реальность (ал-Хакк), Сущность (аз-зат), Создатель (ал-Мубди‘) остается всегда трансцендентным и недосягаемым, возвышенным над всеми атрибутами и отношениями.

Исторический Имам – индивидуальная личность Имама, живущая в материальном мире (дар ал-дунья) и одновременно в мире религии (‘алам ад-дин) является местом/локусом проявления (мазхар) Вечного Имама. Это не инкарнация или «принятие человеческой плоти». Исторический Имам является только локусом проявления. Чистая душа исторического Имама служит зеркалом Вечного Имама – как это очевидно в словах Имама ‘Али: «Я – зеркало Бога».

Исторический Имам является одновременно и зеркалом, и отражением Вечного Имама. Зеркало не содержит ничего и является ничтожным перед объектом, который оно отражает. Исторический Имам (как зеркало) – есть самый смиренный Раб Бога (‘абду’ллах), Друг Бога (валиййу’ллах), Доказательство Бога (худжжату’ллах) и Наместник Бога (халифату’ллах) среди человечества. Именно поэтому Имамам принадлежат одни из самых смиренных молений (ду‘а) перед своим Господом:

Исторический Имам (как отражение Вечного Имама) также является Рукой Бога (йаду’ллах), Языком Бога (лисану’ллах), Оком Бога (‘айну’ллах), Стороной Бога (джанбу’ллах) и Ликом Бога (ваджху’ллах). В этом отношении исторический Имам — это живые Имена и Органы Аллаха, а также проводник для ниспослания благословений Бога человечеству. Вот почему Имам ‘Али ибн Аби Талиб и другие Имамы говорили очень смелые и экстатические изречения. Их речи и высказывания обычно колеблются между различающимися точками зрения Вечного Имама и исторического Имама:

Некоторых читателей могут шокировать подобные заявления, изреченные Имамами. Что следует помнить – чистая человеческая душа исторического Имама совершенно смиренна перед Богом и осознаёт свою собственную ничтожность перед лицом Божественного. Чистая душа Имама полностью исчезает в свете Вечного Имама из-за осознания своей сотворённости. Подобно идеально отполированному зеркалу, очищенному от всякой пыли и загрязнений, душа Имама (лишённая всяких грехов, эгоизма и личной гордыни) является мазхаром, идеально отражающим свет Вечного Имама (т.е. Имена и Атрибуты Бога) через свои слова и поступки. Здесь не идёт речь о «воплощении» (араб. хулулвхождении Бога в творение и «принятии плоти»): Вечный Имам не находится внутри тела исторического Имама; Бог НЕ становится человеком. Но Божественные Имена/Атрибуты без искажения отражаются в душе исторического Имама, являющегося лишь мазхаром – локусом проявления или эпифании.

Вечный Имам на протяжении всех эпох человечества проявлялся в форме исторических Имамов. А значит не стоит удивляться узнав, что духовная святость Имама и его божественная миссия, называемая вилаят, универсальна и была открыта и провозглашена во всех откровениях, писаниях и религиозных традициях. Имам Джа‘фар ас-Садик (пятый Имам в Цикла Мухаммада) сказал:

Одним из древних духовных текстов, в которых мы находим вилаят Вечного Имама, является Бхагавад-гита – что означает «Песнь Бога». В этом тексте Вечный Имам является как Шри Кришна – почитаемый индуистами-вайшнавами как аватара Шри Вишну. Этот вывод подтверждается духовными гимнами, известными как Гинаны, сочинёнными группой Бабов (букв. «Врат») и Худжжатов (букв. «Доказательств») исмаилитских Имамов, называемых Пирами. Гинаны провозглашают, что Шри Вишну является Вечным Али (одно из имён Вечного Имама), и что Мавлана Шри Кришна был мазхаром или аватаром Вечного Имама:

Некоторые южноазиатские и персидские исмаилитские тексты относят Шри Раму и Шри Кришну к наследственной линии исторических Имамов (земных проявлений Вечного Имама), восходящей ко временам до библейского Адама (подробнее здесь«От Адама до Ага Хана: Всеобщий Имамат»).

Чтобы продемонстрировать реальность Вечного Имама, далее мы приведём параллельное сравнение экстатических самоописательных заявлений из Песни (гита) Мавлана Шри Кришны и красноречивых Проповедей (балага) Мавлана Али. Примечательно, что утверждения, начинающиеся со слов «Я ЕСТЬ» этих двух возвышенных личностей чрезвычайно схожи. В конечном итоге, именно Вечный Имам, независимо от формы Его исторических проявлений, говорит и провозглашает Свою Вечную Сущность:

Имам ‘Али сказал: «Я говорю на всех языках мира». На языке прошлого Вечный Имам говорил как Мавлана Шри Кришна, на языке нашего времени он говорит как Мавлана Шах Рахим.

Песнь (гита) Шри Кришны и Проповеди (балага) Имама Али:

Человеческая форма – Вечная Сущность:

Творец и Устраивающий:

Созидатель и Разрушитель:

Хранитель и Податель:

Судья и Воскреситель:

Всеохватывающий и Всеприсутствующий:

Всезнающий и Вездесущий:

Открывающий Писание и Научающий Познанию (Гнозис):

Проявленное и Имманентное

Исторические Имена и Данные Вечным:


Источники:
(Примечание: некоторые переводы могут незначительно отличаться от приведённых выше)

  • Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Хутба ал-Байян, пер. Мохаммад Али Амир-Моэззи, Духовность шиитского ислама, ссылка на книгу.
  • Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Хутба ал-Ма‘рифат би’н-Нуранийя, Хафиз Раджаб ал-Бурси, Машарик Анвар Йакин фи Асрар Амир ал-Му’минин (Бейрут: Дар Андалус, 1978 г.), пер. Хазех Фанампазир, «Артурс Классик Новелс», ссылка на книгу.
  • Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Хутба ал-Ифтихар, Хафиз Раджаб ал-Бурси, Машарик Анвар Йакин фи Асрар Амир ал-Му’минин, (Бейрут: Дар Андалус, 1978), пер. Хазех Фанампазир, «Arthur’s Classic Novels», ссылка на книгу.
  • Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Хутба ат-Тутунджийя, Хафиз Раджаб ал-Бурси, Машарик Анвар Йакин фи Асрар Амир ал-Му’минин, (Бейрут: Дар Андалус, 1978 г.), пер. Хазех Фанампазир, «Arthur’s Classic Novels», ссылка на книгу.
  • Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Ал-Маджлиси, Бихар ал-Анвар, 26:6-15, пер. Сет ‘Абд ал-Хаким Карни, 2007 г.
  • Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Сайид Гулам Хусайн Рида. Нахдж ал-Асрар, 119-128, пер. Сет ‘Абд ал-Хаким Карни, 2007 г.
  • Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Меир Бар-Ашер и Арье Кофски. Нусайритско-алавитская религия, 171, ссылка на книгу.
  • Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Мухаммад ибн Шахр Ашуб ал-Мазандарани, Ал-Манакиб Ал Аби Талиб, 3:387, пер. Сет ‘Абд ал-Хаким Карни, 2007 г.
  • Имам ‘Али ибн Аби Талиб, Мухаммад ибн Мухаммад ал-Муфид, Ал-Ихтисас, 248, пер. Сет ‘Абд ал-Хаким Карни, 2007 г.
  • Шри Кришна, Бхагавад-гита как она есть, пер. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, ссылка на книгу.

www.ismailignosis.com