Эзотерический Хадж: От Физической Каабы к Живому Имаму

В этой статье будут объяснены экзотерические (захир), эзотерические (батин) и хикики (истинные) измерения хаджа (паломничества), Каабы (Дома Бога, Священного Масджида) и киблы (направления молитвы). Захир относится к области шариата, батин – к пути тариката, а батин ал-батин – это область хакиката. Таким образом, в каждом из этих трёх измерений существует свой хадж, Кааба и кибла: каждый уровень служит символом (мисаль) более высокого уровня и внутренним смыслом (та’вил) для более низкого уровня. Захир – это символ, указывающий на батин, а батин – это эзотерический смысл захира. Так же объясняется отношение батина и батин ал-батина.

Арабский корень слова хадж означает «побеждать аргументами, убеждать, продвигать, направить себя к цели». Слово худжжа (доказательство, аргумент) образовано от букв того же корня. Слово Кааба означает «куб», а также включает смысл быть «всецелым» и «почитаемым». Арабский корень слова кибла означает «быть лицом к лицу».

Сначала мы подробно объясним исторический контекст и экзотерические (захири) измерения хаджа, Каабы и киблы. Каждая из приводимых деталей имеет специфический та’вил (эзотерическое толкование) в области батини тариката, и не может быть полноценно понята, если сначала не понять измерения захири шариата. Эта подробная статья о хадже состоит из пяти разделов:

Экзотерический хадж в физический Дом Бога

Совершающие хадж паломники обходят Каабу

Экзотерическое значение понятия «Дом Бога» (байт Аллах), согласно Корану, – это Кааба в Мекке. В разных стихах Корана Кааба называется «Дом» (ал-байт) [2:125], «древний Дом» (ал-байт ал-‘атик) [22:29], «Мой Дом» (байти) [2:215], «Дом, воздвигнутый для людей» (байтин вуди‘а ли’н-нас) [3:96], «Священный Дом» (ал-байт ал-харам) [5:97], «Священное Место поклонения» (ал-масджид ал-харам) [2:144].

Но можно справедливо спросить – что или кто даёт Каабе её священный и возвышенный статус? Ведь Дом, просто воздвигнутый из камня, не может сам по себе обладать какой-либо внутренней святостью, так как состоит из того же материала, что и другие физические предметы. Согласно Корану, Каабу установили Пророк Авраам (мир ему) и его сын Мавлана Исмаил по повелению Бога.

Указанные стихи раскрывают два важных тезиса о статусе Каабы как Дома Бога:

  • Во-первых: Пророк Авраам и Мавлана Исмаил очистили Каабу. В контексте Корана, тот, кто очищает что-либо, должен быть чистым сам. Коран раскрывает в 33:33, что Бог очистил Ахл ал-Байт Пророка от всякой нечистоты и также говорит в 9:102, что Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) очищает верующих от грехов и пороков посредством своих благословений. Аналогично, во время земной жизни Пророка Мухаммада именно он и Мавлана Али очистили Каабу от 360 идолов, установленных в ней. Таким образом, чистота Каабы зависит и исходит от чистоты Пророка и Имама, т.е. Авраама и Исмаила, а позже Мухаммада и Али (мир да пребудет над ними).
  • Во-вторых: Пророк Авраам и Мавлана Исмаил заложили основы Каабы. На это указывается в Коране в 24:36, где сказано о «Домах (буйут), которые Бог дозволил воздвигнуть» (турфи‘и) и «Его имени, которое поминают в них». Это означает, что роль Пророка или Имама в том, чтобы «возводить/ построить» (йарфа‘у) Дом Бога с разрешения Бога (изн Аллах).

Согласно Священному Корану, происхождение и установление хаджа было по повелению Бога, явленному Пророку Аврааму:

В приведённом стихе мы видим, что первоначальное повеление о совершении хаджа говорило о том, что паломники должны посетить самого Пророка Авраама. Это указывается в словах «прибывали к тебе» (йатука), где прямо употребляется местоимение второго лица единственного числа «ты» (ка). Точно так же, во время жизни Пророка Мухаммада хадж, совершённый ранней общиной верующих, проходил в присутствии Пророка Мухаммада. Вот почему Прощальный хадж в 632 г. н.э. был важен – Пророк Мухаммад пришёл ко всей своей общине в Мекку, чтобы дать наставления и благословения. Иначе говоря, Пророк Мухаммад восстановил хадж, изначально установленный Пророком Авраамом. Поэтому изначальный хадж, в случае Авраама и Мухаммада (мир им), был паломничеством как к Каабе, так и к Пророку или Наставнику времени.

Хадж во время Пророка Мухаммада включал ряд ритуалов, которые Коран называет «символами» Бога. Некоторые из них перечислены ниже:

  1. Паломник проходит через различные этапы, чтобы достичь Мекки.
  1. Паломник входит в Священный Масджид через один из четырёх микатов (места остановок / границы ихрама).
  2. Достигая миката паломник входит в ихрам – при этом он снимает одежду и облачается в белые ткани. Паломник омывается водой, а затем совершает салат в два раката.
  3. Затем паломник произносит тальбию, то есть говорит «Вот я, Господи! Я пред Тобой!» (лаббайка).
  4. Далее паломник семь раз обходит Каабу и целует Чёрный Камень.

Вышеуказанный анализ экзотерического хаджа к физическому Дому Бога, т.е. к Каабе, показывает, что:

Первое: Чистота физического Дома Бога исходит от чистоты Пророка и Имама, т.е. Авраама и Исмаила, а позже Мухаммада и Али (мир им).

Второе: Роль Пророка или Имама в том, чтобы «возводить /построить» (йарфа‘у) физический Дом Бога по повелению Бога (изни‘ллах).

Третье: Изначальный экзотерический хадж, в эпоху Авраама и Мухаммада (мир им), был паломничеством и к физической Каабе, и к Пророку времени.

Таким образом, когда экзотерический хадж рассматривается подробно, физический Дом Бога (Кааба) и святая личность Пророка или Имама Времени неразрывно связаны и не могут быть разделены. Имамы – духовные наследники и преемники Пророка Мухаммада и Пророка Авраама, и таким образом, духовная чистота и власть Пророков продолжается в Исмаилитском Имамате до конца времён. Фатимидский поэт Ибн Хани ал-Андалуси обращается к Имаму своего времени, Фатимидскому Имаму-Халифу Мавлана Ма‘адду ал-Му‘иззу ли-Дин Аллах, со следующими стихами, в которых он описывает, как сама Кааба стремится увидеть Имама Времени, от которого исходит её святость.

Паломники в хадже обходят Каабу и стремятся прикоснуться к ней

Экзотерическая кибла физического тела

Совершающие молитву мусульмане обращены к Каабе со всех направлений

Кибла означает направление, к которому обращаются и в котором направляют поклонение совершая молитву. В стихах Корана первое упоминание слова «кибла» относится к истории Моисея, когда Бог сказал Моисею и Аарону (мир им), Пророку и Имаму своего времени, сделать свои дома киблой для верующих:

Исторически Пророк Мухаммад во время начала своей миссии в Мекке обращался как к кибле именно к Каабе. Это сообщается ранними мусульманскими источниками. О времени, когда ранняя община Мухаммада (С) ушла в Медину, есть свидетельства, что Мухаммад (С) и другие члены общины обращались как к кибле к Каабе в Мекке, либо к Иерусалиму. Некоторые источники утверждают, что даже масджид Мухаммада (С) в Медине был направлен на Иерусалим. Позже, в мединский период, через Коран общине Мухаммада (С) в качестве киблы было сообщено направление исключительно на Каабу, Священный Масджид (ал-масджид ал-харам). Это означало отделение от части Людей Книги, иудеев и христиан, и указывало на религиозную самостоятельность ранней общины Мухаммада (С).

Следует подчеркнуть, что исторический пример, когда кибла ранней общины Мухаммада (С) была однозначно изменена с Иерусалима на Каабу в Мекке имел чёткую цель «испытать» верующих, чтобы увидеть, кто действительно предан Посланнику Бога:

В ответ критикам, которые осуждали изменение киблы с Иерусалима на Мекку, Коран напоминает, что все направления, будь то восток или запад, принадлежат Богу:

Таким образом, историческая цель установления киблы заключалась не только в задании географического направления, но и в том, чтобы установить власть Пророка Мухаммада и, таким образом, отделить истинно верующих от лицемеров. Интересно, что Коран также приказывает верующим обращаться к Священному Масджиду всякий раз, когда они приступают к какому-либо делу:

В области шариата необходимо прямо обращаться к экзотерической кибле, Священному Масджиду или Каабе, всякий раз, когда выполняется экзотерический салат, предписанный шариатом. Если кто-то находится вблизи Каабы, он должен молиться и пасть ниц в её направлении. Если Священный Масджид не виден – нужно обратиться в его направлении, на которое указывает михраб (молитвенная ниша). Михраб – указатель в виде ниши на одной из стен масджида, указывающий направление киблы. То есть, михраб – это указатель или знак для определения направления киблы. Поэтому, если Священный Масджид нельзя видеть непосредственно, нужно обратиться в направлении, которое указывает михраб.

Мусульмане молятся в масджиде лицом к михрабу

Наконец, следует отметить, что, хотя мусульмане поворачивают свои тела и лица, совершают поясные и земные поклоны в направлении Каабы, выполняя предписанный шариатом экзотерический салат, это не означает, что они поклоняются самой Каабе. Они поклоняются Богу, ориентируя себя на Каабу.

Совершающий хадж паломник молится обращаясь в сторону Каабы
Паломник касается Каабы и склоняется перед ней во время хаджа

Объяснив экзотерические аспекты хаджа к Дому Бога и киблы, перейдём к объяснению эзотерических аспектов. Ведь Дом Бога (байт Аллах) в истинном смысле – не просто структура, состоящая из камня и физических элементов, он также включает живые сущности, состоящие из души и интеллекта.

Эзотерический хадж к живому Дому Бога

Исмаилитский Имам, Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV,
дает дидар своим муридам в Таджикистане в 1995 году

Кроме Каабы, экзотерического Дома Бога, также существует эзотерический (батини) Дом Бога (Байт Аллах). Согласно Корану, всё в физическом мире и сфере шариата является экзотерическим символом чего-то в духовной области или имеет символическое значение (мамсул) в духовном мире тариката. Это и есть смысл слов о «парах», созданных Аллахом из всех вещей:

Каждый захири-символ и батини-смысл образуют пару (завджайн). То есть, физическая Кааба имеет соответствующую эзотерическую (батини) пару, без которой она не обладает истинным смыслом и ради указания на которую она установлена. Физическая Кааба, физический Дом Бога, не является неизменной структурой; на протяжении истории она была разрушена, повреждена и перестроена несколько раз. Физическая Кааба не является чистой просто по своей природе; она была местом поклонения идолам на протяжении поколений и вновь обрела свою чистоту только благодаря вмешательству Пророка или Имама. Таким образом, Кааба не может быть Домом Бога в высшем смысле, поскольку она неодушевлённа и подвержена разрушению и осквернению. Пророк Мухаммад, согласно нескольким суннитским хадисам, признал, что физическая Кааба даже не построена по изначальному образу и на основаниях Авраама, и что он снёс бы её и перестроил, если бы не опасался реакции курайшитов, которые всё ещё придерживались обычаев джахилии.

Истинный Дом Бога должен быть живым, имеющим дар речи, интеллект и сознание, и суть его должна оставаться свободной от разложения и нечистоты. В отличие от области захир, включающей подверженные тлению неживые объекты, царство батин состоит из живых реальностей, обладающих полнотой интеллекта и души. Можно распознать батини Дом Бога (духовную Каабу) по следующим трём главным кораническим фактам об установлении физической Каабы:

  1. Чистота и святость физического Дома Бога (очищенного Авраамом и Исмаилом, а позднее Мухаммадом и Али, мир да пребудет на ними всеми) основаны на чистоте Пророка и Имама Времени, являющимися Людьми Дома (ахл ал-байт, чистоту которых Аллах засвидетельствовал в Коране 33:33).
  2. Пророк или Имам – те, кто возводят физический Дом Бога с дозволения Бога (изн Аллах).
  3. Экзотерический Хадж, как его происхождение описано в Коране, есть паломничество как к физической Каабе, так и к Пророку времени и его семье.

В свете вышеизложенных фактов не удивительно, что Сайидна ал-Му’айяд аш-Ширази сочинил следующий стих:


Поскольку сам статус и существование физического Дома Бога исходят от Пророка и Имама, связаны с ними и зависят от них, следовательно Имам Времени является эзотерическим Домом Бога и Живой Каабой. Имам – и есть внутренний смысл (батин; та‘вил) физической или захири Каабы. И поэтому шиитские Имамы заявили:

Суфии суннитского ислама, включая Хазрата Джалал ад-Дина Руми, исповедовали то же учение: Пророк или Имам Времени – живой Дом Бога и духовная Кааба. Сам Руми пишет, что физическая Кааба в Мекке – это только ветвь духовной Каабы – Пророка и Друзей Бога.

Суфийский святой из Индии шестнадцатого века, Касим Кахи, провозглашает, что Пророк Мухаммад и есть Кааба:

Доказательства и доводы в пользу того, что Имам Времени является духовной Каабой и Живым Домом Бога, многочисленны. Во-первых, Коран упоминает в знаменитом аяте Ан-Нур, что Светильник Света Бога (нур) находится: «в домах (буйут), которые Аллах дозволил воздвигнуть и в которых поминается Его имя. В них славят Его и по утрам и по вечерам» (Священный Коран 24:36). Имам Времени является местом проявления (мазхар) Света Бога, и поэтому «Дома» (буйут), которые сохраняют Свет, упомянутые в этом стихе, есть Имамы, а не физические дома. Это так потому, что только души Пророков и Имамов чисты как стекло лампы, описанное в аяте Ан-Нур, и поэтому сам Пророк называется как Светом (5:15), так и Светильником освещающим в ещё одном стихе Корана (33:47). Имам Времени является истинным Домом Бога, потому что познание (ма‘рифат) Бога достигается через него:

Во-вторых, стихи Корана, упоминающие установление Пророком Авраамом и Мавлана Исмаилом основ Каабы, в связи с этим также приводят родословную Имамов:

В вышеупомянутом стихе говорится о Пророке Аврааме и Мавлана Исмаиле, воздвигающих основания (кава’ид) Дома, а также их особой молитве. У Каабы есть четыре угла (аркан), и это её четыре основания (кава’ид). Согласно тавилу (эзотерическому толкованию), который объяснил Кади ан-Нуманом (Асас ат-Та’вил, изд. Ариф Тамир, стр. 116), четыре основания относятся к трём великим Глаголющим Пророкам после Авраама и Владыке Воскресения (Ка’им ал-Киямат): Пророку Моисею, Пророку Иисусу, Пророку Мухаммаду и Ка’иму. Моисей и Иисус происходят из рода Исаака, младшего сына Авраама, а Мухаммад и Ка’им – из рода Исмаила, старшего сына Авраама. Совершающие хадж паломники не произносят такбир проходя северные и западные углы Каабы – потому что они представляют Моисея и Иисуса из рода Исаака. Но, проходя южные и восточные углы Каабы, они целуют Каабу и произносят такбир, так как имамат продолжается в роду Исмаила через Мухаммада и Ка’има, которых символизируют эти углы. В молитве, упомянутой в стихе выше, Пророк Авраам и Мавлана Исмаил просят Бога сделать их «покорными» (муслим) Ему и также молятся, чтобы Бог возвёл «покорный народ» (умматан муслима). Этот «покорный народ» (умматан муслима) из рода Пророка Авраама и Мавлана Исмаила – род Имамов от потомства Мухаммада (С). Таким образом, сам акт очищения и возведения физического Дома Бога является указанием (мисал) на имамат потомков Мавлана Исмаила:

Имам Времени из рода Пророка Авраама и Мавлана Исмаила есть эзотерический Дом Бога и Живая Кааба. Все атрибуты и великие достоинства, связанные с Каабой в Коране и хадисах, являются символами (амсал) достоинств, заслуг и качеств Имама Времени. Эзотерическое паломничество, внутренний хадж разумной души человека совершается к Имаму, так же как экзотерический хадж к Каабе в Мекке. В действительности, физический хадж к неодушевлённой Каабе является лишь символом (масал) эзотерического хаджа к живому Имаму, являющемуся символизируемым смыслом или обозначаемой реальностью (мамсул) Каабы:

Поскольку Живой Имам Времени является духовной Каабой и эзотерическим Домом Бога, все экзотерические ритуалы и обряды хаджа также имеют эзотерическое значение или та’вил в отношении признания Имама Времени. Далее мы рассмотрим та’вил ритуалов хаджа согласно учению Сайидны Насир-и Хусрава.

Паломник проходит определённые этапы на пути к Мекке:

Священный Масджид в Мекке в сезон хаджа
Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV обращается к своим муридам и представителям других религий в Сирии в 2008 году
Один из микатов, где совершающие хадж паломники входят в ихрам
Имам Шах Карим ал-Хусайни восседает на Даисе [возвышении], сопровождаемый двумя Муки и Камадиа своего Сирийского Джамаата.

Достигая миката паломник входит в ихрам (он обнажает голову и воздерживается от половой близости):

Совершающие хадж паломники в белых одеждах в состоянии ихрама
Имам Шах Карим ал-Хусайни идёт возле своих муридов в Пакистане (2000 г.)

Паломники в ихраме омываются водой, затем совершают салат в два раката и произносят тальбию:

Паломники, совершающие хадж, возносят молитвы перед Каабой
Муки и Камадия Сахиб Пакистанского Джамаата смиренно приветствуют Имама Шах Карима ал-Хусайни Ага Хана IV

Паломник входит в Священный Масджид через Врата Пророка:

Паломник обходит Каабу семь раз и наблюдает все четыре её угла:

Совершающие хадж паломники обходят Каабу
Имам Шах Карим ал-Хусайни (а.с.) даёт дидар своим муридам в Торонто в Роджерс Центре

Таким образом, все экзотерические ритуалы хаджа, связанные с Каабой, символизируют путь к истинному познанию Имама. Кааба является экзотерическим и неодушевлённым Домом Бога, тогда как Имам Времени является эзотерическим и живым Домом Бога. Захири хадж совершается для посещения Каабы в Мекке, тогда как батини хадж совершается для поиска лицезрения (лиқа; дидар) Имама Времени. В то время как физические тела совершают обход неодушевлённой Каабы, разумные души могут совершать обход живого Имама, что означает искание духовного познания (ма‘рифат) Имама.

Совершение батини хаджа к Имаму Времени включает все достоинства, благодетели и духовные награды, связанные с захири хаджем к Каабе в Мекке. В действительности, батини хадж к Имаму Времени из искренней любви и желания его блаженного видения выше захири хаджа к Каабе в Мекке. Ведь Кааба является только внешним символом (мисал), тогда как Имам является символизируемым смыслом (мамсул). Степень символизируемого смысла превосходит степень символа, так как последний существует только для указания на первый. Кааба в её физической форме бренна и подвержена распаду, тогда как чистая душа Имама вечна и непреходяща, и более достойна статуса Дома Бога, чем неодушевлённое здание.

Подобным образом суфии считают могилу Пророка Мухаммада более подходящей для хаджа, чем экзотерическую Каабу. Например, Ахмад Рида говорит в своей поэме о могиле Пророка Мухаммада:


Описывая высокий статус Имама как Живого Дома Бога и духовной Каабы человеческих душ, великий исмаилитский баб и худжжат, ал-Му’айяд ад-Дин аш-Ширази обращается к Имаму своего времени в нижеприведённой поэме. В этих строках Сайидна ал-Му’айяд обращается к Имаму своей эпохи как к «Каабе Жизни», которая более достойна посещения, чем неодушевлённая и безжизненная Кааба из камня.

Имам Шах Карим ал-Хусайни даёт дидар своим муридам в Таджикистане (1998).

Эзотерическая кибла разумной души

Молящиеся мусульмане обращаются к Каабе со всех направлений
Имам Шах Карим ал-Хусайни среди своих муридов в Таджикистане

Как существует эзотерический Дом Бога, символизируемый экзотерическим Домом Бога, так же существует эзотерическая кибла, на которую указывает экзотерическая кибла. Чтобы понять назначение киблы вообще, следует сначала задуматься: почему Коран повелевает человеческим существам, обладающим жизнью, интеллектом и речью, преклонять колени в направлении Каабы – неодушевлённой структуры, сделанной из камня? Великий исмаилитский худжжат ал-Му’айяд объясняет в своих маджалис:

Согласно Сайидна ал-Му’айяду, настоящая причина, по которой Коран повелевает верующим физически поворачиваться во время молитвы к Священному Масджиду, Каабе, как к экзотерической кибле, в том, что эта неодушевлённая Кааба – кибла только для физического тела. Настоящая кибла для любого сущего – это та реальность, в которую это сущее в итоге вернётся. Физическое тело создано из праха и земных элементов, и оно в конечном итоге возвращается в землю и становится прахом. Однако экзотерическая кибла, то есть неодушевлённая Кааба, это НЕ кибла для разумной души человека, духовной и нематериальной. Для человеческой души есть своя кибла, тонкая (латиф) сущность, а не неодушевленный объект.

В то время как тело человека создано из праха и материи, душа создаётся и наделяется духовной жизнью Святым Духом (ал-рух ал-куддус). Это упоминается во многих стихах Корана, согласно которым Бог завершает создание человека, вдыхая в него Свой Дух. Таким образом, источник и основа всех душ людей и есть этот Дух, называемый в стихах Корана «Святой Дух», «Верный Дух», «Дух», «Мой Дух», «Наш Дух», «Его Дух», и «Дух от Нашего Повеления». Дух также есть источник откровения Корана и всякого божественного вдохновения, достигающего людей. И, наиболее важно, именно из-за присутствия Святого Духа Ангелы совершили земной поклон (суджуд) Хазрату Адаму:

Ангелам было приказано пасть ниц (суджуд) перед Хазратом Адамом потому, что чистая душа Адама была сосудом для Святого Духа (ал-рух ал-куддус). Это фактически означает, что с точки зрения Корана Пророк Адам (мир ему) был первой киблой:

Святой Дух, проявившийся в чистой душе Хазрата Адама, передаётся и наследуется через преемственность Пророков и Имамов. Коран говорит о вдохновении Пророка Мухаммада Духом в 42:52, где Дух также называется Светом (нур), с помощью которого Мухаммад (С) ведёт людей на Прямой путь. Святой Дух есть также источник и реальность (хакикат) Священного Корана и он продолжает существовать в роду Имамов от потомства Пророка Мухаммада. В этом отношении, Имам Джафар ас-Садик (а.с.) объясняет, что Святой Дух всегда присутствует в Пророках и Имамах во все времена:

Божественно-вдохновленное знание и чистая душа Имама Времени проистекают из Святого Духа, который непрестанно озаряет его человеческую душу всё время. Как объясняет Сайидна ал-Му’айяд:

Поскольку Имам Времени является носителем Святого Духа, а Святой Дух – источник и место возвращения всех человеческих душ, следовательно, Имам Времени – эзотерическая кибла для разумной души, так же как Кааба есть экзотерическая кибла для физического тела. Поэтому Имам Джафар ас-Садик заявил:

Имам Мухаммад ал-Бакир обучает в Медине. Картина Касима Али, ок. 1525 г.

Даже исходное значение слова «кибла» связано со значением слова «имам». Слово «кабала» означает «лицом к лицу», поэтому кибла – это то, перед чем человек предстаёт прямо и непосредственно. Слово «имам» происходит от «амама», что означает «находиться впереди» или «предстать перед». Как кибла находится перед молящимися, так же и Имам является предводителем и ведущим, идущим впереди верующих, которые следуют в его направлении. Таким образом, даже лингвистически кибла отсылает к Имаму:

Хотя человеческое тело обращается и преклоняется в сторону неодушевлённой Каабы в экзотерическом салате в сфере шариата, человеческая душа сосредоточивает свои мысли, намерения и духовное преклонение (смысл покорности) на живом Имаме Времени, являющемся эзотерической киблой, с которой человеческая душа должна соединиться, чтобы реализовать таухид Бога. Сайидна Насир-и Хусрав кратко излагает это следующим образом:

Поскольку Имам есть эзотерическая кибла, направление экзотерической киблы – это символическое указание (мисаль) на Имама и его духовное положение. До миссии Пророка Мухаммада потомки Исаака, сына Авраама, служили Доверенными Имамами и выполняли полномочия имамата от имени Постоянных Имамов из рода Исмаила ибн Ибрахима, которые действовали тайно. Однако во время детства Пророка Мухаммада последний Доверенный Имам из рода Исаака передал имамат Имаму из рода Исмаила, а именно Мавлана Имрану Абу Талибу, отцу Имама Али. Внутренний смысл (та’вил) события, когда Пророк Мухаммад изменил по повелению Бога экзотерическую киблу с Иерусалима на Каабу, состоит в том, что власть имамата была возвращена от потомков Исаака (символизируемых Иерусалимом) к потомкам Мавлана Исмаила ибн Ибрахима, представленным Имамом Али ибн Аби Талибом (символизируемым Каабой). Это ещё более очевидно с учётом того, что Имам Али ибн Аби Талиб родился в Каабе. Таким образом, Кааба, начиная с эпохи Пророка Мухаммада, символизирует Имамов из потомства Имама Али ибн Аби Талиба.

Исмаилитская Джамаатхана

Исмаилитский Центр в Душанбе (Таджикистан). Источник: fndesign.com

В современной исмаилитской практике, в области тариката, Имам Времени учредил Джамаатхану как свой Дом (байт) для религиозных практик своих муридов. Имам Времени является живым Домом Бога и эзотерической киблой, а Джамаатхана устанавливается Имамом как пространственное отображение или зримый символ и воплощение его святой личности в конкретном месте. Это делается в соответствии с кораническими стихами, в которых Бог повелевает Моисею и Аарону (Харун) сделать их Дома (байут) киблой для верующих:

Джамаатхана является физическим отображением и символом Имама Времени, Живого Дома Бога и духовной киблы, а значит посещение и путешествие в Джамаатхану, Дом Имама, есть совершение эзотерического хаджа. Поэтому Сайидна Пир Садр ад-Дин сказал в своем гинане, что Джамаатхана обладает статусом 68 святынь, признанных в индийских религиозных традициях:

Если внеконфессиональные масджиды часто выполняют роль публичного пространства для ритуалов шариата, таких как экзотерический салат, то Джамаатхана – это частное пространство, предназначенное для ритуалов исмаилитского тариката, таких как эзотерический Дуа (являющийся воплощённым та’вилем салата) и поэтому оно доступно только муридам, которые воздали байат Имаму исмаилитского тариката ислама. Арабское слово «байа» означает «купля» или «продажа» и встречается в нескольких стихах Корана (48:10, 48:18, 60:12), где верующие воздают байат Пророку Мухаммаду, когда становятся его последователями или подтверждают ему свою верность. Байат между муридом и исмаилитским Имамом – это духовная «транзакция/соглашение» или «контракт», в котором мурид обещает свою верность, преданность и повиновение в обмен на духовное руководство Имама, его заступничество, благословения и очищение. Поскольку Джамаатхана является основным выражением духовного руководства Имама и его благословений, её доступность для мурида является частью духовного соглашения байата. Те, кто не воздал этот байат, не являются муридами Имама и не участвуют в этом духовном соглашении; поэтому они не имеют права участвовать в ритуалах исмаилитского тариката, проходящих в Джамаатхане. Сделать это без разрешения – всё равно что совершить кражу, т.е. воспользоваться тем, что не было оплачено. Исключительный характер пространства Джамаатханы во время молитв согласуется с обычаями суфийских тарикатов, которые также имеют частные пространства для религиозной практики, такие как ханака, рибат, завия и текке.

В контексте Джамаатханы совершение всех ритуальных молитв тариката, молений и обрядов фактически является функцией бāба или величайшего худжжата Имама, сегодня известного как Пир. Традиция исмаилитов утверждает, что первые исмаилитские Джамаатханы в Южной Азии были учреждены Пирами. В этом контексте Ал-Ва‘из Абуали Азиз сообщает от Саййида Муштакали Дидарали, что когда Мавлана Ага Али Шах был Пиром исмаилитов во время имамата его отца, Мавланы Ага Хасана Али Шаха, Пир совершал все церемонии Джамаатханы (например, Дуа), на которых присутствовал Имам Времени. Аналогично, Пир Шихаб ад-Дин Шах возглавлял Джамаат в выполнении Дуа, когда посещал Джамаатхану. Имам Султан Мухаммад Шах Ага Хан III (мир ему) был первым Имамом современной эпохи, который одновременно исполнял обязанности Имама и Пира. С июня по сентябрь 1899 года, в качестве Пира, Имам Султан Мухаммад Шах посетил исмаилитскую общину Занзибара и лично провёл все ритуалы и церемонии Джамаатханы (См. Абуали A. Азиз, «Исмаилитский тарикат», Часть 2, 25).

Имам Хасан Али Шах Ага Хан I рядом с Имамом Ага Али Шахом Ага Ханом II, когда он был Пиром.

В сфере практики тариката Имам является эзотерической киблой, на которую ориентированы все формы поклонения тариката – как по форме, так и по смыслу. Пир времени является эзотерическим михрабом, так как Пир является верховным Даи, призывающим к признанию Имама, как объясняет Сайидна Насир-и Хусрав:

В современной обстановке Муки-Сахиб Джамаатханы представляет Имама Времени в ритуалах и церемониях тариката. Мурид, который возглавляет Джамаат в молитвах (Дуа, тасбих, зикр и др.), представляет Пира и выполняет эти молитвы от имени Пира. Все собравшиеся обращены лицом в сторону Муки-Сахиба и предводителя молитвы – которые соответственно представляют Имама и Пира. Таким образом, в контексте ритуала тариката исмаилитский Джамаат ориентируется внешним расположением и внутренним поминанием на эзотерическую киблу, то есть Имама, через эзотерический михраб, которым является Пир.

Молитвенный зал Оттавской Джамаатханы. Источник: SIMERG.
Молитвенный зал Хорогской Джамаатханы. Источник: The.Ismaili
Молитвенный зал Джамаатханы Исмаилитского Центра в Душанбе (Таджикистан). Источник: fndesign.com

Хотя практика исмаилитского тариката в нынешнюю эпоху является эзотерической и ориентирована на эзотерическую киблу – которым является Имам Времени, самые главные Исмаилитские Центры по всему миру внешне обращены к экзотерической кибле – к Каабе в Мекке. Это хорошо видно на примере Исмаилитского Центра в Торонто, в котором можно наблюдать как характерную стену киблы, обращённую к Мекке, так и михраб в молитвенном зале, указывающий на стену киблы. Когда исмаилитский Джамаат собирается для ритуалов тариката в таких пространствах, они ориентируются на экзотерическую и эзотерическую киблу одновременно. Когда тела верующих обращены к экзотерической кибле – Каабе, их души, через выполнение ритуалов тариката, остаются направленными на эзотерическую киблу, то есть Имама Времени.

Исмаилитский Центр в Торонто (Канада) с характерной стеной киблы
Внутри молитвенного зала Исмаилитского Центра в Торонто (Канада), где находятся михраб и стена киблы

Обращение к эзотерической кибле

Поскольку Имам Времени является эзотерической киблой, муриды-исмаилиты могут в любой момент ориентироваться на Имама в эзотерическом смысле, всегда поминая и помня о нём и обращаясь к нему в мыслях и намерениях. В этом и состоит истинный смысл коранического повеления:

Это аят предписывает верующим обращаться лицом к Священному Масджиду всякий раз, когда они начинают какое-то дело. Что касается экзотерического смысла, то физически невозможно всё время обращаться к экзотерической кибле, т.е. Каабе. Поэтому этот стих в полной мере применим только в отношении его эзотерического смысла и та’вила. Верующим повелевается обращать мысли и внимание своей души в направлении эзотерической киблы – Имама Времени, и непрестанно следовать его руководству и наставлению. Интерпретируя Коран 2:125 – «[Вспомни], как превратили Мы этот Дом в место сбора и прибежище для людей», Аллама Хунзаи объясняет:

Совершающий хадж паломник возносит молитву обращаясь в направлении Каабы
Совершающий хажд паломник возносит молитву перед Чёрным камнем Каабы
Паломник, совершающий хадж, прикасается к Каабе и совершает поклон к ней
Паломник, совершающий хадж, целует Каабу
Паломник прикасается и совершает поклоны к Чёрному камню в углу Каабы

Мусульмане захира и шариата проявляют почтение к физической Каабе совершая поясные и земные поклоны, и стремятся поцеловать её. Одновременно с этим, мусульмане батина и тариката выказывают такое же почтение Имаму Времени, так как именно он является эзотерической киблой и духовной Каабой. Хотя мусульмане-экзотерики (ахл ал-захир) ищут очищения и близости к Богу через физическую Каабу, тем не менее, духовная Кааба есть Имам Времени – наместник (халиф) Бога на земле, тот, кто очищающает верующих, заступник и посредник (васила), посредством которого человеческая душа познаёт таухид. Поскольку физическая Кааба это экзотерический символ (мисаль) Имама, а живой Имам – это эзотерический смысл (та’вил) неодушевлённой Каабы, из этого логически следует, что все надлежащие действия (поясные поклоны, земные поклоны, почитания, восхваления) в физическом присутствии Каабы на самом деле и по-настоящему предназначены Имаму Времени, когда человек пребывает в присутствии Имама.

Мурид-исмаилит выражает почтение перед Имамом Шах Каримом ал-Хусайни. Такие жесты аналогичны тем, что совершают выполняющие хадж паломники перед физической Каабой

Действительно, Коран содержит два известных примера, где Пророк или духовный Наставник эпохи является объектом земных поклонов (суджуд). Помимо упомянутого ранее примера Хазрата Адама, Коран подтверждает, что родители и братья Хазрата Йусуфа совершали поклоны перед ним, когда он спас их в Египте.

Изображение ангелов, совершивших суджуд перед Хазратом Адамом. Иллюстрация к разобранному по частям манускрипту «Дуновение сокровенного», собранию жизнеописаний суфийских святых, сделанному Джами из Герата. Изображение относят к художнику Фархаду из Бухары (Узбекистан), около 1650 года.

Поскольку Коран позволяет ангелам и людям пасть ниц перед Хазратом Адамом и Хазратом Йусуфом, столь же уместно, чтобы муриды пали ниц перед Имамом Времени, духовным наследником Света и Святого Духа Пророков.

Мурид приветствует и выражает почтение Имаму Шах Кариму ал-Хусайни
Джейсон Кенни, министр правительства Канады, приветствует Имама Шах Карима ал-Хусайни по прибытии в Канаду 5 декабря 2008 года.

Сообщается, что Имам Времени, Мавлана Шах Карим ал-Хусайни, однажды посетил дом Имама Султана Мухаммада Шаха (мир да будет над ними) в Карачи с некоторыми лидерами. Он сразу спросил их: «Где кибла?» Лидеры стали смотреть на Восток и Запад, ища направление на экзотерическую киблу Мекки, но не смогли ответить. Тогда позвали одного из смотрителей [из Хунзы], и задали ему тот же вопрос. Он упал к ногам Имама Времени и поцеловал их. Громко плача, он воскликнул: «Худаванд, кибла здесь!» Имам ответил: «Ты прав».

Имам Шах Карим ал-Хусайни благословляет мурида, который совершил почтительный поклон перед Имамом по его прибытии в Каир 18 июля 1957 года.
Главный министр Андхра-Прадеш Раджашекар Редди приветствует Имама Шаха Карима ал-Хусайни (а.с.)


Действительно, Имам Времени есть кибла всех кибл и Сайидна ал-Му’айяд обращается к нему следующими словами:

Хакики Дом Бога и хакики кибла

Истинный Дом Бога (байтуллах ал-хакики) есть состояние, в котором подлинно совершается поклонение Богу, и уровень (хадд), на котором Бог проявляет Себя в наивысшей степени. Согласно различным хадисам, в суннитских и в шиитских источниках, первой сущностью, созданной Богом, был Универсальный Интеллект (‘акл ал-кулл), и именно он способен совершать поклонение и познать Бога наиболее совершенно. Известный хадис гласит:

Универсальный Интеллект есть первая сотворённая сущность и благороднейшая из всех сущностей. Интеллект – духовная сущность, состоящая из света (нур) – поэтому его называют Светом Мухаммада, Светом Имамата, Троном, Солнцем и пр.

Интеллект совершенный, живой, знающий, вечный, мощный и обладающий всеми другими превосходными качествами. Он – первый познал таухид и этим совершил поклонение Богу, своему Создателя. Эзотерический смысл повелений Бога Интеллекту «отступить» и «двинуться вперёд» в том, что «отступить» означает «снизойти», то есть о самопроявлении Интеллекта в создании Космоса, а слова «двинуться вперёд» указывают на возвращение всех проявленных существ обратно в него. Таким образом, Универсальный Интеллект есть источник всех сотворённых существ и место их итогового возвращения. В более длинной версии вышеупомянутого хадиса Имама Джафара ас-Садика, Интеллект познаёт таухид, и Бог хвалит его за это:

Таким образом, Универсальный Интеллект – хакики Дом Бога, так как он – возвышенная сущность, через которую познаётся, почитается и прославляется Бог. Универсальный Интеллект также является хакики Киблой, так как все существа в итоге возвращаются к Интеллекту. Относительно Пророка Мухаммада и его небесного путешествия, в Коране говорится:

Та’вил этого аята о мирадже в том, что Пророк Мухаммад духовно вознёсся от Универсальной Души (называемой масджид ал-харам, священным местом поклонения) к Универсальному Интеллекту (называемому масджид ал-акса, отдалённейшее место поклонения). Это потому, что масджид означает «место поклонения», а суджуд (земной поклон) – это стирание души. Универсальный Интеллект – высшая сущность в духовной иерархии и поэтому он называется масджид ал-акса, т.е. отдалённейшее место поклонения, т.е. растворение. Следовательно, Универсальный Интеллект есть масджид ал-акса и хакики Дом Бога, в котором Бог познаётся и в котором Ему совершается поклонение.

Хакики кибла – это то, к чему метафизически обращены все существа и к чему они возвращаются. Как экзотерической киблой для тела является Кааба из камня, потому что тело возвращается к пыли, так и эзотерической киблой разумной души является Имам, потому что человеческая душа духовно рождена от Имама и в итоге вернётся к нему, и Универсальный Интеллект – это хакики кибла, потому что все существа исходят от него и вернутся к нему. Следовательно, каждое существо обращено к Интеллекту. Вот почему Коран говорит нам:

Круглая стена Исмаилитского Центра в Торонто украшена именем «Аллах» так, что куда бы вы ни обратились, вы видите имя «Аллах». Это отсылает к аяту Корана «Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха». В эзотерическом и метафизическом смысле Лик Аллаха есть всеприсутствующий Универсальный Интеллект.

Сам Бог слишком возвышен и запределен всему, чтобы буквально обладать «лицом». Понятие «лик» здесь означает то, через что мы достигаем Его познания. И поскольку Бог познаётся только посредством Универсального Интеллекта, именно Универсальный Интеллект и есть «Лик Бога». Лик Бога есть хакики кибла, так как он присутствует везде «Куда бы вы ни повернулись». В каком бы направлении вы ни обратились, вы обращены к Лику Бога, потому что всё в Космосе есть место проявления (мазхар) Универсального Интеллекта. Всё временно, и всё в итоге возвращается к Интеллекту, как гласит Коран:

Хакики хадж для человеческого разума и души – возвращение к Универсальному Интеллекту, из которого они созданы, и обращение к хакики кибле означает – поставить своей целью возвращения к нему через поминание Имён Бога во всякое время и, таким образом, видение Интеллекта в его многообразных проявлениях.

Таким образом, захири хадж (экзотерическое поломничество) совершается к экзотерическому Дому Бога, мекканской Каабе, и экзотерическая молитва, салат, совершается обратившись к экзотерической кибле. Батини хадж (эзотерическое поломничество) совершается к эзотерическому Дому Бога – живому Имаму Времени, а эзотерические молитвы, Ду’а и другие ритуалы тариката, совершаются, ориентируя разумную душу в направлении эзотерической киблы. Наконец, хакики хадж (истинное поломничество) совершается к истинному Дому Бога – Универсальному Интеллекту, и истинная молитва, сама суть каждого существа, обращается к Универсальному Интеллекту, к которому возвращаются все вещи.

Кааба, Имам Времени и Универсальный Интеллект символизируют и представляют друг друга в иерархии. Каждый из них представляет Дом Бога, Трон Бога, Лик Бога и Храм Бога в своём пространстве – шариата, тариката и хакиката. Теперь мы проиллюстрируем метафизическую и геометрическую основу этого эзотерического символизма Дома Бога относительно Универсального Интеллекта, Имама Времени и Каабы.

Метафизический и эзотерический символизм Каабы

Универсальный Интеллект возникает благодаря Божьему Повелению: «Будь!». В первый же момент своего появления Универсальный Интеллект созерцает свою сущность (содержащую формы-архетипы всех вещей) и становится свидетелем таухида, признавая абсолютную трансцендентность Бога. Этим созерцанием Универсальный Интеллект порождает Универсальную Душу – вторую духовную световую сущность. Универсальная Душа пассивна по отношению к Интеллекту; она подобна зеркалу, в котором отражается и ограничивается свет и умопостигаемые формы Интеллекта. Универсальная Душа создает весь Космос, включая духовные и физические миры.

Этот метафизический процесс можно изобразить геометрически. Повеление Бога подобно точке, которая сама по себе не занимает пространства, но присутствует неколебимо. Имам Али ибн Аби Талиб (а.с.) отсылает к этой точке (нукта), говоря: «Всё, что есть в Коране содержится в бисмиллах; и всё, что есть в бисмиллах содержится в букве ба’. Всё, что есть в букве ба’ содержится в точке (нукта); и я – точка под буквой ба’». Эта точка, представляющая Повеление Бога или Абсолютное Бытие (ал-вуджуд ал-мутлак), расширяется во всех направлениях через линии радиусов и проявляется как Круг.

Неподвижная Центральная Точка представляет Повеление Бога, а каждый радиус символизирует аспект Универсального Интеллекта. Так Повеление Бога проявляется как Универсальный Интеллект.

Универсальный Интеллект подобен Кругу, образованному радиусами, а каждый сегмент, образованный линиями радиусов символизирует одну из форм или Атрибутов Интеллекта. Поэтому арабская буква Алиф ( ا ) (прямая линия, подобная линии радиуса) – также символизирует Универсальный Интеллект.

Круг как целое символизирует Универсальный Интеллект, который потенциально бесконечен, но не бесконечен действительно, так как создан Богом. В окружности проявляется бесконечность, так как она завершается в самой себе, а радиусы выражают идею конечного. Круг – самая изначальная и совершенная из геометрических форм, и именно от него могут быть образованы остальные формы.

При соединении четырёх равноудаленных точек на окружности Круга, внутри него образуется квадрат. Эта геометрическая операция начертания квадрата в Круге, выполняемая проведением линий от центра, символически показывает как Универсальная Душа возникает из Интеллекта по Повелению Бога.

Квадрат, вписанный в Круг, представляет Универсальную Душу, исходящую из Универсального Интеллекта

Квадрат символизирует Универсальную Душу, которая возникает из Интеллекта. Как фигура квадрата является более ограниченной чем Круг (из-за четырёх прямых сторон), так и Универсальная Душа более ограничена и пассивна в сравнении с Универсальным Интеллектом – поэтому квадрат вписан в Круг. Квадрат образуется соединением вертикальных и горизонтальных линий. Вертикальная линия представляет Интеллект, а соединение вертикальной линии с горизонтальной представляет Универсальную Душу. Поэтому арабская буква Алиф (ا) представляет Интеллект, а буква Лам (ل) представляет Душу.

Коран называет Универсальный Интеллект Троном Бога. Также говорится, что «Трон Его был на воде» (Коран 11:7). Эзотерическое смысл воды – Универсальная Душа, отражающая «формы» Универсального Интеллекта, подобно тому, как вода отражает свет Солнца. Универсальный Интеллект и Универсальная Душа вместе называются «Троном на воде».

Отношение между Универсальной Душой и Универсальным Интеллектом проявляет в духовном мире первые «границы». Геометрически эти границы можно представить линиями внутри квадрата, соединёнными с центром Круга. Эти четыре границы или четыре деления символизируют четыре Божественных Имени – Первое, Последнее, Явное и Скрытое.

Универсальная Душа создает физический мир и промежуточные миры Космоса через процесс самопроявления, в котором формы Универсального Интеллекта отражаются в Космосе в формах отдельных существ. Творческий акт Универсальной Души геометрически представляется продлением линий этого двумерного, вписанного в Круг, квадрата в трёхмерный куб.

Куб – геометрический символ структуры Универсального Интеллекта, Универсальной Души, а также Космоса, который они создают и поддерживают. Высший уровень Куба представляет тончайший мир возникновения (‘алам ал-‘ибда‘и) Универсального Интеллекта и Универсальной Души, нижний уровень Куба символизирует физический мир – мир творения (‘алам ал-‘халк). Различные уровни между высшим и низшим символизируют промежуточные миры: мир небесных интеллектов, мир тонких душ, мир воображения и т.д.

Вместе с тем структура Куба символизирует духовные и земные уровни Мира Религии (‘алам ал-дин). Структура Куба содержит:

3 измерения – длина, ширина, глубина

6 граней/направлений – верх, низ, лево, право, перед, зад и скрытый Центр

8 угловых точек

12 линий, соединяющих все угловые точки

3 измерения кубической формы символизируют три архангельские ипостаси – Джадд, Фатх и Хаял, также называемые Исрафилом, Михаилом и Гавриилом в экзотерической терминологии. Эти три Архангела посредничествуют между Универсальной Душой и человеческими душами Мира Религии.

6 граней кубической формы (6 направлений пространства) символизируют шесть Глаголющих Пророков (натик) – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса, Мухаммада (мир да будет над ними). Каждый из этих Глаголющих Пророков принёс Книгу и религиозный закон человечеству и учредил Большой Цикл религиозной истории.

Центр шести направлений пространства (символизирующих шесть Глаголющих Пророков) представляет Владыку Воскресения (Ка’им ал-Киямат). Если Глаголющие Пророки пришли в этот мир, чтобы повелеть людям выполнять физические действия (поэтому их представляют шестью направлениями пространства), Владыка Воскресения открывает эзотерический смысл, стоящий за религиозными законами и писаниями, и воздаёт людям за их дела.

Таким образом, Ка’им ал-Киямат представлен неподвижным Центром шести направлений пространства, символизирующих шесть великих Пророков. На основании центральной позиции Ка’има Сайидна ал-Му’айяд ал-Ширази указывает на его совершенную душу как киблу душ шести Пророков:

8 угловых точек символизируют 7 Имамов Малого Цикла и Худжжата Ка’има ал-Киямата, приход которого в мир непосредственно предшествует приходу Ка’има. Универсальный Интеллект есть Трон, и эти восемь угловых точек относятся к «Носителям Трона», упомянутым в кораническом стихе:

В нижнем углу Каабы находится Чёрный Камень, почитаемый паломниками целованием. Этот Чёрный Камень представляет Асаса или Худжжата Ка’има. Худжат Ка’има является величайшим среди всех Имамов от Цикла Адама до Цикла Мухаммада. Поэтому исмаилитские худжжаты, такие как Абу Хатим ар-Рази, Кади ан-Ну’ман, ал-Му’айяд ал-Ширази и Насир-и Хусрав, называют этого Худжжата Ка’има «Ночью Предопределения (Лайлат ал-Кадр), которая лучше, чем тысяча месяцев», что означает, что он более велик в раскрытии знания, чем тысяча Имамов. Таким образом, ал-Му’айяд пишет, что: «Баб Ка’има есть господин всеобщего объяснения и истинного раскрытия». (Маджлис ал-Му’айядия, Том 2, стр. 612)

Виртуальный образ Чёрного Камня в юго-восточном углу Каабы

Величие Чёрного Камня явно подчёркивается в традиции экзотерического хаджа, когда паломники целуют Камень выполняя семь обходов. Это – указание или символ Асаса или Худжжата Ка’има, который более велик, чем Семь Имамов Малых Циклов, как объясняет Насир-и Хусрав:

Паломник, совершающий хадж, прикасается к Чёрному Камню в углу Каабы и преклоняется перед ним
Как паломник почитает Чёрный Камень в экзотерическом хадже, так и мурид свидетельствует о духовной степени Асаса (Худжжата) Ка’има в эзотерическом хадже

12 линий символизируют двенадцать пар худжжатов (доказательств) Имама, существующих в каждую эпоху, получающих та’йид (духовную поддержку и вдохновение) и передающих его людям в виде та‘лима (обучения). Люди подразделяются на двенадцать групп; к каждой из них направляется один худжжат дня и один худжжат ночи, ответственные за наставление их от имени Имама.

Подводя итоги: кубическая форма физической Каабы есть визуальный символ Рангов Мира Религии. Собирательно, Ранги Религии, включая Пророков, Имамов и их наместников, служат для проявления Трона Бога (Универсального Интеллекта, Света Мухаммада) для человеческих существ.

Физическая форма Каабы как Куба (состоящего из вертикальных и горизонтальных линий, образующих квадрат, 3-х пространственных измерений, 6-ти направлений, 8-ми угловых точек и 12-ти линий) есть символическое проявление Универсального Интеллекта и Универсальной Души (атрибутов: Первого, Последнего, Явного и Скрытого), духовных степеней Джадда, Фатха и Хаяла, и Мира Религии – 6-ти Глаголющих Пророков и Ка’има ал-Киямата, 7-ми Имамов и Асаса Ка’има, и 12-ти пар худжжатов дня и ночи. Вот причина, по которой Кааба в Мекке построена как физическое представление хакики Дома Бога – иначе называемого Троном Бога, Светом Мухаммада или Вечным Имамом.

Подведём итог: экзотерический Дом Бога и физическая кибла – это Кааба в Мекке; эзотерический Дом Бога и духовная кибла – это живой Имам Времени; хакики Дом Бога и хакики кибла – это Универсальный Интеллект (Трон Бога), охватывающий все духовные и физические ранги Мира Религи, и это представлено в геометрической фигуре Куба. Таким образом, экзотерический, эзотерический и истинный Дома Бога символизируют друг друга и в действительности являются единым Домом Бога. Совершенный человек, проявляющий все эти реальности, т.е. Интеллект, Душу и Мир Религии в любой период существования человечества – это Имам Времени, «Наместник» Бога на земле. В этом отношении Имам Времени есть физическое проявление как Небесного Дома Бога (Универсального Интеллекта), так и физической Каабы.

Люди захира обращают свои физические тела к физической Каабе и совершают экзотерический хадж к этому неодушевлённому Дому Бога, а люди батина и тариката обращают свои разумные души к духовной Каабе, Имаму Времени, и совершают эзотерический хадж к живому Дому Бога; люди хакиката также обращают свой интеллект к Универсальному Интеллекту и совершают небесный хадж к хакики Дому Бога.

Дóлжно помнить, что Имам Времени (эзотерическая кибла) – есть место проявления (мазхар) или зеркало Универсального Интеллекта, то есть хакики киблы. Таким образом, когда муриды нуждаются в помощи в каком-либо деле, они обращаются к эзотерической кибле – Имаму Времени, и из-за безграничной любви Имама к своим духовным детям, Нур Имамата (Универсальный Интеллект – хакики кибла) вдохновляет их души и указывает им «где и в каком направлении» им следует обратиться:

Имам Шах Карим ал-Хусайни Ага Хан IV посещает своих последователей исмаилитов в Таджикистане, 2008 г.

www.ismailignosis.com